Спаси и охрани

В киноцентре «Ленфильм» прошла премьера фильма Александра Прошкина «Охрана».

Спаси и охрани |  У исполнительницы главной роли судьба сложилась не менее интересно, чем у ее героини.

У исполнительницы главной роли судьба сложилась не менее интересно, чем у ее героини.

Волга, провинция, городок при полузаброшенном сталелитейном заводе. Человеческое запустение пополам с прекрасным буйством природы. Мужчин тут мало. Завод охраняет бригада одиноких, но прекрасных девушек – «Бабий табор», как они сами себя называют. Тут и испанка Валенсия, дочь заезжего инженера, и аккордеонистка от бога Маша...

Самая тихая из этих апостольш женской доли – Клавдия (Мария Коровина), с волосами, как рыжее облако, с поразительными снами про говорящего карпа, про зерно и про мышей. И с заветной мечтой завести ребенка. «Я не знаю, зачем на свет родилась. Мне бы самую малость – то, что каждой женщине причитается», – вздыхает она.

Мечта сбывается неожиданным образом: в какой-то момент у Клавдии начинает расти живот. Сам по себе. Или тут замешан грабитель (Антон Шагин), ловя которого, она невзначай влюбилась и потеряла на несколько минут сознание? А может, дело в чуде? Этого не знает никто.

Фильм Александра Прошкина весь состоит из подобной зыбкости. Есть ли беременность, нет ли ее? Чудо это, медицинский курьез или вполне прозаичный случай? Испанка ли Валенсия? Даже живет главная героиня не на твердой земле, а на дебаркадере – вместе со своим энергичным отчимом (как всегда блестящий Виктор Сухоруков), который вроде бы и инвалид, но во снах нет-нет да и встанет со своей коляски.

Это все не правда и не ложь, а такая квантовая неопределенность, как обычно и бывает, когда честно рисуют происходящее в России или других мало предсказуемых странах. Сценарий принадлежит знаменитому сновидцу русской души Юрию Арабову, так что ничего удивительного.

Сам режиссер обозначил жанр своей картины как «Провинциальный «Альмодовар», но, может быть, она еще больше напоминает фильмы Кустурицы или Феллини. От серьезных и трагичных картин о русской жизни Прошкин перешел к мифопоэтическому ее изображению, когда уже невозможно сказать ничего конкретного, оценить по какой-то четкой шкале. Тут есть, конечно, слабый протестный градус – периодически вспоминают, что весь завод «украли». А Клавдию вроде бы изнасиловал грабитель... Но все это тоже осознается как-то сонно, и до нравственных заключений дело не доходит.

Попавшие в эту «Зону» герои, носители какой-то конкретной, сформулированной морали и логики, – священник, похожий на петербургского философа Секацкого, столичный музыкант Морковников (Алексей Кортнев, фактически играющий сам себя) – пасуют и только растерянно разводят руками перед ликом провинциальной бесконечности. Валенсия, нацепившая балаклаву в духе «Пусси Райот» («Господи, и сюда добрались!»), Клавдия со своим почти непорочным зачатием, честно признающаяся: «У меня нет никаких грехов» – это все не ересь и не сознательная оппозиция. Это язычество, невинная стихийная природность.

Охране охранять уже, в общем, нечего. Но саму землю и природу и единых с нею людей это ничуть не беспокоит. Зелень оплетает и украшает уродливый каркас заброшенного завода, вот-вот проглотит и сомкнется над ним безмятежно. Те, кто живет здесь – отчим Вольфрам Антонович, сама Клавдия, Валенсия, удивительный мальчик Сидор (его сыграли два юных актера близнецы по фамилии Спасибо), – привыкли ко всему, не удивляются и не ужасаются.

Похожий языческий покой мы видели в «Овсянках» Алексея Федорченко – кстати, там тоже дело происходило на Волге. Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей. И это естественно: когда заканчивается империя – остается только почва. Ну и еще кровь иногда.

Надо сказать, что у исполнительницы главной роли театральной актрисы из Республики Коми Марии Коровиной судьба сложилась не менее интересно, чем у ее героини. Про это можно бы снять отдельный фильм в том же жанре.

– Срочно нужна была героиня, ее пошли искать по провинциальным театрам – и наткнулись на мою фотографию, – рассказывает Мария. – Мне сообщили, что мной заинтересовались, я подумала: «Ага, ну сейчас московский режиссер возьмет актрису из Сыктывкара!». Отправила портфолио сперва не на тот адрес... Потом я была проездом в Москве. Мне пишут: «Когда вы сможете прийти на пробы?». Я позвонила, сказала: «Пообедаю и приеду». Они мне: «Какой обед! Все бросайте и приезжайте!». Побежала, забыла паспорт и телефон. Прибежала на «Мосфильм», через проходную не хотели пропускать. Думаю: «Ну вот и закончилась моя кинокарьера». Но нет, все кончилось хорошо. Так и взяли меня. Хотя потом я узнала, что над моей кандидатурой еще долго думали.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (5682) от 14.04.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.