Спаси и охрани

В киноцентре «Ленфильм» прошла премьера фильма Александра Прошкина «Охрана».

Спаси и охрани |  У исполнительницы главной роли судьба сложилась не менее интересно, чем у ее героини.

У исполнительницы главной роли судьба сложилась не менее интересно, чем у ее героини.

Волга, провинция, городок при полузаброшенном сталелитейном заводе. Человеческое запустение пополам с прекрасным буйством природы. Мужчин тут мало. Завод охраняет бригада одиноких, но прекрасных девушек – «Бабий табор», как они сами себя называют. Тут и испанка Валенсия, дочь заезжего инженера, и аккордеонистка от бога Маша...

Самая тихая из этих апостольш женской доли – Клавдия (Мария Коровина), с волосами, как рыжее облако, с поразительными снами про говорящего карпа, про зерно и про мышей. И с заветной мечтой завести ребенка. «Я не знаю, зачем на свет родилась. Мне бы самую малость – то, что каждой женщине причитается», – вздыхает она.

Мечта сбывается неожиданным образом: в какой-то момент у Клавдии начинает расти живот. Сам по себе. Или тут замешан грабитель (Антон Шагин), ловя которого, она невзначай влюбилась и потеряла на несколько минут сознание? А может, дело в чуде? Этого не знает никто.

Фильм Александра Прошкина весь состоит из подобной зыбкости. Есть ли беременность, нет ли ее? Чудо это, медицинский курьез или вполне прозаичный случай? Испанка ли Валенсия? Даже живет главная героиня не на твердой земле, а на дебаркадере – вместе со своим энергичным отчимом (как всегда блестящий Виктор Сухоруков), который вроде бы и инвалид, но во снах нет-нет да и встанет со своей коляски.

Это все не правда и не ложь, а такая квантовая неопределенность, как обычно и бывает, когда честно рисуют происходящее в России или других мало предсказуемых странах. Сценарий принадлежит знаменитому сновидцу русской души Юрию Арабову, так что ничего удивительного.

Сам режиссер обозначил жанр своей картины как «Провинциальный «Альмодовар», но, может быть, она еще больше напоминает фильмы Кустурицы или Феллини. От серьезных и трагичных картин о русской жизни Прошкин перешел к мифопоэтическому ее изображению, когда уже невозможно сказать ничего конкретного, оценить по какой-то четкой шкале. Тут есть, конечно, слабый протестный градус – периодически вспоминают, что весь завод «украли». А Клавдию вроде бы изнасиловал грабитель... Но все это тоже осознается как-то сонно, и до нравственных заключений дело не доходит.

Попавшие в эту «Зону» герои, носители какой-то конкретной, сформулированной морали и логики, – священник, похожий на петербургского философа Секацкого, столичный музыкант Морковников (Алексей Кортнев, фактически играющий сам себя) – пасуют и только растерянно разводят руками перед ликом провинциальной бесконечности. Валенсия, нацепившая балаклаву в духе «Пусси Райот» («Господи, и сюда добрались!»), Клавдия со своим почти непорочным зачатием, честно признающаяся: «У меня нет никаких грехов» – это все не ересь и не сознательная оппозиция. Это язычество, невинная стихийная природность.

Охране охранять уже, в общем, нечего. Но саму землю и природу и единых с нею людей это ничуть не беспокоит. Зелень оплетает и украшает уродливый каркас заброшенного завода, вот-вот проглотит и сомкнется над ним безмятежно. Те, кто живет здесь – отчим Вольфрам Антонович, сама Клавдия, Валенсия, удивительный мальчик Сидор (его сыграли два юных актера близнецы по фамилии Спасибо), – привыкли ко всему, не удивляются и не ужасаются.

Похожий языческий покой мы видели в «Овсянках» Алексея Федорченко – кстати, там тоже дело происходило на Волге. Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей. И это естественно: когда заканчивается империя – остается только почва. Ну и еще кровь иногда.

Надо сказать, что у исполнительницы главной роли театральной актрисы из Республики Коми Марии Коровиной судьба сложилась не менее интересно, чем у ее героини. Про это можно бы снять отдельный фильм в том же жанре.

– Срочно нужна была героиня, ее пошли искать по провинциальным театрам – и наткнулись на мою фотографию, – рассказывает Мария. – Мне сообщили, что мной заинтересовались, я подумала: «Ага, ну сейчас московский режиссер возьмет актрису из Сыктывкара!». Отправила портфолио сперва не на тот адрес... Потом я была проездом в Москве. Мне пишут: «Когда вы сможете прийти на пробы?». Я позвонила, сказала: «Пообедаю и приеду». Они мне: «Какой обед! Все бросайте и приезжайте!». Побежала, забыла паспорт и телефон. Прибежала на «Мосфильм», через проходную не хотели пропускать. Думаю: «Ну вот и закончилась моя кинокарьера». Но нет, все кончилось хорошо. Так и взяли меня. Хотя потом я узнала, что над моей кандидатурой еще долго думали.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (5682) от 14.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...