Спасатель времени. Чем интересна выставка «Знаменатель - история» в Петропавловской крепости
Музей истории Петербурга открыл в Петропавловской крепости выставку Вадима Воинова «Знаменатель - история», посвященную памяти художника и искусствоведа, 21 год проработавшего в этом музее в редкой профессии - спасателя.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Вадим Воинов (1940 - 2015) был сыном репрессированного по печально знаменитому «Ленинградскому делу». Вернулся из ссылки в 1960-м, работал матросом, окончил истфак ЛГУ, был учеником Юрия Денисова, исследователя и знатока архитектуры Петербурга. После получения диплома занимался археологией Петербурга. Воинов стал спасателем, когда в 1970 - 1980-е годы музейщики обследовали старые дома, шедшие на комплексный капитальный ремонт, спасали камины, изразцовые печи и другие предметы интерьера. Заодно Воинов подбирал для себя остатки советского быта, брошенного уехавшими обитателями коммуналок, - посуду, инструменты, театральные билеты, фантики от конфет... Ровно 40 лет назад он стал создавать из всего этого композиции, которые назвал «функциоколлажи». Воинов говорил, что «характер предметов, их личное «обаяние» заставляют в каждом отдельном случае искать новый прием сочетания объектов и их конструирования в определенном сюжете».
В 1994 году Воинов открыл в арт-центре «Пушкинская, 10» авторскую галерею «Мост через Стикс», которая отметит в этом году 25 лет существования, сейчас уже в качестве мемориального музея художника.
Как-то он заметил, что «искусство - форма жизни, примиряющая с бесконечностью Вселенной». И еще: «Если знаменатель дроби это история, то числитель - количество художников. Таким образом, чем больше дробь, тем больше в нашей жизни гармонии с миром». Воинову удалось примириться не только с бесконечностью, но с современностью. Мало кому из художников удается при жизни получить персональные выставки в Эрмитаже и Русском музее, попасть в их собрания. Воинов заслужил это признание.
На нынешней выставке показаны около 50 функциоколлажей из коллекций Музея истории Петербурга, Музея нонконформистского искусства на Пушкинской, 10, и из частных собраний. На вернисаже Ирина Карасик, однокурсница Воинова, исследователь его творчества, говорила, что художник стремился к узнаваемости вещи, ее принадлежности своему времени. Он был не только спасателем вещей от небытия, он спасал время, в котором они жили. В конечном итоге спасал историю от забвения и фальсификации. Однажды Воинову подарили флакончик от духов, который многие годы хранила одна блокадница. Через несколько дней он создал ее «портрет», туго перевязав флакончик грубой веревкой.
Среди известных работ Воинова на выставке показана «Ленинградка» - коллаж из дамской шляпки, упаковки норсульфазола (популярный в советские времена антивирусный препарат), настенной телефонной книжки и кожаных стелек «Севзапторга». «Пропуск в ад» - это карта Ленинграда и пропуск № 1075 на имя Соловьевой Александры Ивановны, который давал ей право прохода по блокадному Ленинграду в вечернее и ночное время.
В коллаже «Мой Петербург - мои эполеты» использована дорожная складная вешалка конца XIX века с платяными щетками по краям. Из малоизвестных работ хорош «Чехов» - фарфоровая фигурка производства ЛФЗ «Человек в футляре» и два изящных рецепта трапециевидной формы. Розовый - от Воскресенской аптеки М. Гольдберга, зеленый - от Суворовской аптеки Э. Баумана. Оба с гербом Российской империи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (6382) от 18.02.2019 под заголовком «Спасатель времени».
Комментарии