Союз нерушимый художеств свободных

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка, посвященная 85-летию Союза художников. Вернисаж прошел при невероятном стечении народа.

Союз нерушимый художеств свободных | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Такого ажиотажа я не видела давно. Казалось бы, еще не окончен рабочий день. Но у «Манежа» собралась толпа. Когда двери наконец открыли, началась давка. Нужно было пройти, как верблюду сквозь игольное ушко, через рамку металлоискателя. Быстро сообразив, что нам это не удастся, мы с коллегами помчались по обледеневшей аллее к служебному входу. «Тоже мне - очередь на Серова!» - ворчал знакомый арт-критик. Пальто повесить было уже некуда, хотя у входа поставили кронштейны с вешалками.

По словам председателя петербургского Союза художников Александра Сайкова, жюри почти полгода отбирало для выставки лучшие работы. Они висят плотными рядами, им тесно, как было тесно публике у входа. Организаторы старались никого не обидеть и дать возможность показать работы как можно большему количеству художников. Ведь те часто ведут отшельнический образ жизни, сидят годами в своих мастерских, как в башнях из слоновой кости.

Но зрителю предстоит нелегкое испытание. Площадь «Манежа» - 4,5 тысячи квадратных метров. На выставке - 2 тысячи произведений искусства. Теперь представьте себе, каково это - пройти четыре километра, чтобы хотя бы бегло посмотреть на все работы.

Многие привыкли уже к выставкам, организованным иначе, когда работы нанизываются на стержень какой-нибудь четкой кураторской идеи. У этой выставки, как и почти у всех выставок Союза художников, концепции нет. Это творческий отчет. В какой-то мере подобные выставки ведут происхождение от знаменитых парижских салонов, которые проходили в столице Франции со времен короля Людовика XIV, весенних и осенних салонов императорской Академии художеств.

Попытки структурировать нынешнюю экспозицию, конечно, есть. И по видам изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура. И по жанрам - портрет, пейзаж, натюрморт. Но разделы очень размыты. Кроме того, хронология выставки охватывает много лет. Осматривая ее, я вдруг наткнулась на литографию любимого Виктора Вильнера, сделанную в 1970-е годы. Потом - на трикотажные модели из коллекций петербургских дизайнеров Ларисы и Павла Ткаченко, созданные в начале 1990-х. Оказалось, что организаторы включили в экспозицию работы художников прошлых лет, чтобы показать историю. Но почему бы не показать «исторические» работы отдельным блоком?

Скульптура, как обычно, встречает зрителей в аванзале, а также разбросана в так называемом корыте (пространстве на первом этаже между двумя галереями) и на втором этаже, куда теперь можно подняться на лифте.

В день вернисажа проходил перформанс «Музы Аполлона». Среди мраморных и гипсовых фигур ангелов и обнаженных женщин были живые скульптуры. От настоящих их было сложно отличить. Фотограф, который решил снять одну из них, чуть не упал в обморок, когда муза моргнула. Он пожаловался, что после часа просмотра не может вспомнить ни одной работы: «Все слилось в один поток».

Жаль, потому что среди этого потока попадаются настоящие драгоценности. Бродя по выставке, я ловила реплики посетителей. Одна девушка восхищалась большой картиной «Урожайный год»:

- Это же надо было нарисовать столько яблок! Интересно, сколько времени потратил художник?

- Папочка, котик! - верещал кроха-сын и тащил отца к бронзовой скульптуре тощего кота, который куда-то воровато крался.

- Это про меня, - вздыхала немолодая дама, глядя на масштабное полотно «Осень», где на фоне поржавевшей «Победы» о чем-то тихо беседовали седая женщина и пожилой мужчина. Уходящая натура, осень жизни, освещенная поздней любовью...

Чтобы найти работы, на которые отзовется ваше сердце, отведите для посещения «Манежа» достаточное количество времени, благо впереди длинные выходные.

При всех своих недочетах выставка демонстрирует высокий уровень мастерства петербургской школы.

Выставка продлится до 10 марта.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5895) от 22.02.2017.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?