Союз нерушимый художеств свободных

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка, посвященная 85-летию Союза художников. Вернисаж прошел при невероятном стечении народа.

Союз нерушимый художеств свободных | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Такого ажиотажа я не видела давно. Казалось бы, еще не окончен рабочий день. Но у «Манежа» собралась толпа. Когда двери наконец открыли, началась давка. Нужно было пройти, как верблюду сквозь игольное ушко, через рамку металлоискателя. Быстро сообразив, что нам это не удастся, мы с коллегами помчались по обледеневшей аллее к служебному входу. «Тоже мне - очередь на Серова!» - ворчал знакомый арт-критик. Пальто повесить было уже некуда, хотя у входа поставили кронштейны с вешалками.

По словам председателя петербургского Союза художников Александра Сайкова, жюри почти полгода отбирало для выставки лучшие работы. Они висят плотными рядами, им тесно, как было тесно публике у входа. Организаторы старались никого не обидеть и дать возможность показать работы как можно большему количеству художников. Ведь те часто ведут отшельнический образ жизни, сидят годами в своих мастерских, как в башнях из слоновой кости.

Но зрителю предстоит нелегкое испытание. Площадь «Манежа» - 4,5 тысячи квадратных метров. На выставке - 2 тысячи произведений искусства. Теперь представьте себе, каково это - пройти четыре километра, чтобы хотя бы бегло посмотреть на все работы.

Многие привыкли уже к выставкам, организованным иначе, когда работы нанизываются на стержень какой-нибудь четкой кураторской идеи. У этой выставки, как и почти у всех выставок Союза художников, концепции нет. Это творческий отчет. В какой-то мере подобные выставки ведут происхождение от знаменитых парижских салонов, которые проходили в столице Франции со времен короля Людовика XIV, весенних и осенних салонов императорской Академии художеств.

Попытки структурировать нынешнюю экспозицию, конечно, есть. И по видам изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура. И по жанрам - портрет, пейзаж, натюрморт. Но разделы очень размыты. Кроме того, хронология выставки охватывает много лет. Осматривая ее, я вдруг наткнулась на литографию любимого Виктора Вильнера, сделанную в 1970-е годы. Потом - на трикотажные модели из коллекций петербургских дизайнеров Ларисы и Павла Ткаченко, созданные в начале 1990-х. Оказалось, что организаторы включили в экспозицию работы художников прошлых лет, чтобы показать историю. Но почему бы не показать «исторические» работы отдельным блоком?

Скульптура, как обычно, встречает зрителей в аванзале, а также разбросана в так называемом корыте (пространстве на первом этаже между двумя галереями) и на втором этаже, куда теперь можно подняться на лифте.

В день вернисажа проходил перформанс «Музы Аполлона». Среди мраморных и гипсовых фигур ангелов и обнаженных женщин были живые скульптуры. От настоящих их было сложно отличить. Фотограф, который решил снять одну из них, чуть не упал в обморок, когда муза моргнула. Он пожаловался, что после часа просмотра не может вспомнить ни одной работы: «Все слилось в один поток».

Жаль, потому что среди этого потока попадаются настоящие драгоценности. Бродя по выставке, я ловила реплики посетителей. Одна девушка восхищалась большой картиной «Урожайный год»:

- Это же надо было нарисовать столько яблок! Интересно, сколько времени потратил художник?

- Папочка, котик! - верещал кроха-сын и тащил отца к бронзовой скульптуре тощего кота, который куда-то воровато крался.

- Это про меня, - вздыхала немолодая дама, глядя на масштабное полотно «Осень», где на фоне поржавевшей «Победы» о чем-то тихо беседовали седая женщина и пожилой мужчина. Уходящая натура, осень жизни, освещенная поздней любовью...

Чтобы найти работы, на которые отзовется ваше сердце, отведите для посещения «Манежа» достаточное количество времени, благо впереди длинные выходные.

При всех своих недочетах выставка демонстрирует высокий уровень мастерства петербургской школы.

Выставка продлится до 10 марта.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5895) от 22.02.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.