Союз нерушимый художеств свободных
В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка, посвященная 85-летию Союза художников. Вернисаж прошел при невероятном стечении народа.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Такого ажиотажа я не видела давно. Казалось бы, еще не окончен рабочий день. Но у «Манежа» собралась толпа. Когда двери наконец открыли, началась давка. Нужно было пройти, как верблюду сквозь игольное ушко, через рамку металлоискателя. Быстро сообразив, что нам это не удастся, мы с коллегами помчались по обледеневшей аллее к служебному входу. «Тоже мне - очередь на Серова!» - ворчал знакомый арт-критик. Пальто повесить было уже некуда, хотя у входа поставили кронштейны с вешалками.
По словам председателя петербургского Союза художников Александра Сайкова, жюри почти полгода отбирало для выставки лучшие работы. Они висят плотными рядами, им тесно, как было тесно публике у входа. Организаторы старались никого не обидеть и дать возможность показать работы как можно большему количеству художников. Ведь те часто ведут отшельнический образ жизни, сидят годами в своих мастерских, как в башнях из слоновой кости.
Но зрителю предстоит нелегкое испытание. Площадь «Манежа» - 4,5 тысячи квадратных метров. На выставке - 2 тысячи произведений искусства. Теперь представьте себе, каково это - пройти четыре километра, чтобы хотя бы бегло посмотреть на все работы.
Многие привыкли уже к выставкам, организованным иначе, когда работы нанизываются на стержень какой-нибудь четкой кураторской идеи. У этой выставки, как и почти у всех выставок Союза художников, концепции нет. Это творческий отчет. В какой-то мере подобные выставки ведут происхождение от знаменитых парижских салонов, которые проходили в столице Франции со времен короля Людовика XIV, весенних и осенних салонов императорской Академии художеств.
Попытки структурировать нынешнюю экспозицию, конечно, есть. И по видам изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура. И по жанрам - портрет, пейзаж, натюрморт. Но разделы очень размыты. Кроме того, хронология выставки охватывает много лет. Осматривая ее, я вдруг наткнулась на литографию любимого Виктора Вильнера, сделанную в 1970-е годы. Потом - на трикотажные модели из коллекций петербургских дизайнеров Ларисы и Павла Ткаченко, созданные в начале 1990-х. Оказалось, что организаторы включили в экспозицию работы художников прошлых лет, чтобы показать историю. Но почему бы не показать «исторические» работы отдельным блоком?
Скульптура, как обычно, встречает зрителей в аванзале, а также разбросана в так называемом корыте (пространстве на первом этаже между двумя галереями) и на втором этаже, куда теперь можно подняться на лифте.
В день вернисажа проходил перформанс «Музы Аполлона». Среди мраморных и гипсовых фигур ангелов и обнаженных женщин были живые скульптуры. От настоящих их было сложно отличить. Фотограф, который решил снять одну из них, чуть не упал в обморок, когда муза моргнула. Он пожаловался, что после часа просмотра не может вспомнить ни одной работы: «Все слилось в один поток».
Жаль, потому что среди этого потока попадаются настоящие драгоценности. Бродя по выставке, я ловила реплики посетителей. Одна девушка восхищалась большой картиной «Урожайный год»:
- Это же надо было нарисовать столько яблок! Интересно, сколько времени потратил художник?
- Папочка, котик! - верещал кроха-сын и тащил отца к бронзовой скульптуре тощего кота, который куда-то воровато крался.
- Это про меня, - вздыхала немолодая дама, глядя на масштабное полотно «Осень», где на фоне поржавевшей «Победы» о чем-то тихо беседовали седая женщина и пожилой мужчина. Уходящая натура, осень жизни, освещенная поздней любовью...
Чтобы найти работы, на которые отзовется ваше сердце, отведите для посещения «Манежа» достаточное количество времени, благо впереди длинные выходные.
При всех своих недочетах выставка демонстрирует высокий уровень мастерства петербургской школы.
Выставка продлится до 10 марта.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5895) от 22.02.2017.
Комментарии