Стеллаж судьбы: рецензия на фильм «Между рядами»

На экраны вышел фильм немецкого режиссера Томаса Штубера. Ряды в данном случае - это ряды стеллажей в гипермаркете. Именно в этом пространстве развивается история жизни нескольких маленьких людей, сотрудников большого магазина где-то в Германии.

Стеллаж судьбы: рецензия на фильм «Между рядами» |

Главный герой Кристиан, молчаливый татуированный парень, проходит испытательный срок, готовясь стать водителем погрузчика (молодая звезда немецкого кино Франц Роговски). Его старший товарищ Бруно (Петер Курт) всячески помогает напарнику, одновременно наблюдая, как развивается трогательный роман между его подопечным и замужней кокеткой Марион из отдела сладостей (Сандра Хюллер, известная нашим любителям кино по главной роли в трагикомедии «Тони Эрдманн»).

Эта обманчиво простая история разворачивается неторопливо, постепенно обнажая трогательные и печальные обстоятельства жизни людей, скрытых за стеллажами. Любители кино оценят умение немецких кинематографистов преобразовать пространство гигантской магазинной подсобки в некий поэтический мир, в сцену, где под вальс Штрауса разворачивается своеобразный балет вилочных погрузчиков и дуэт влюбленных, где дружат и плачут, где у каждого есть своя тайна. В этом пространстве даже есть свои климатические зоны («Океан», где ждут своей участи рыбы в аквариуме, «Сибирь», где хранятся замороженные продукты), свои страсти, когда отдел напитков дружит с отделом сладостей, но не дружит с отделом бытовой химии... У сотрудников гипермаркета угадываются и проблемы, связанные с тем, что не так уж давно Германия делилась на Западную и Восточную. А крушение Берлинской стены засыпало обломками многие судьбы. Еще и поэтому герои фильма так держатся друг за друга, так стараются остаться людьми в мало-приветливом мире.

Фильм интересен не только чисто кинематографическими достоинствами. Он заставляет думать о том, отчего же у нас практически нет фильмов о горестях и радостях людей незаметных профессий. Мы видим кино- и телефильмы о геройских военных, сыщиках, гламурных красавцах и красавицах, но не о тех, кто строит и шьет, кормит людей и продает всякий товар. В обычной жизни продюсеры и сценаристы не видят источника вдохновения. Например, на крупных телеканалах недавно одновременно повторно шли два фильма о манекенщицах, и все, кто устал от бесконечных трупов и тайн следствия, вновь смотрели на искусственную жизнь моделей, как на производственный роман. Но в этом романе не было смысла, он не делал зрителей ни добрее, ни умнее, ни терпимее.

Вдумайтесь: за последние 20 лет появилось огромное количество больших и малых магазинов. Возник большой торговый народ со своими интересами, проблемами и страстями. В супер- и гипермаркетах даже играют спектакли, но - не о людях, стоящих за прилавками и ворочающих ящики с продуктами. Ничего интересного не увидели в этих людях наши драматурги и режиссеры, а вот их немецкие коллеги в нелегкой и внешне неяркой жизни увидели повод для смеха, слез и размышлений о смысле жизни.

#кино #премьера #рецензия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6248) от 02.08.2018 под заголовком «Совсем простая история».


Комментарии