Совсем холодное танго

Первоначально название картины известного мэтра отечественного кино Павла Чухрая «Холодное танго» было еще более парадоксальным - «Балтийское танго». Как известно, этот танец позиционируется как хореографическое воплощение страстных отношений между мужчиной и женщиной. Когда же к названию дуэтного танца прибавляется географически национальное определение, то зритель волен предположить некие странности в отношениях между исполнителями, а уж прилагательное «холодное» и вовсе подсказывает, что отношения персонажей такой картины будут запутанными и странными. Так оно и случилось на самом деле.

Совсем холодное танго | В истории Лаймы (Юлия Пересильд) не будет счастливого конца.

В истории Лаймы (Юлия Пересильд) не будет счастливого конца.

Режиссер перед премьерой «Холодного танго» всячески намекал на то, что нынешний фильм завершает его своеобразную кинотрилогию о сталинском времени. Хотя на самом деле его предыдущие ленты - «Вор» и особенно «Водитель для Веры» - сюжетно относятся к более широкому хронологическому диапазону. В самом же «Танго» время указано более конкретно: 1940 - 1950-е годы. В этот период на экране и разыгрывается история любви и драмы литовской девушки Лаймы и еврейского парня Макса. Весь сюжет фильма Чухрай (он сам написал сценарий) выстроил вокруг темы «мальчик девочку любил». И случилось это все в литовском городке на берегу моря. А заимствована сама история из повести Эфраима Савелы «Продай свою мать».

Исходя из времени действия, можно предположить, какие картины покажет нам на экране режиссер. Сначала - вскользь упомянутый период инкорпорации Литвы в состав СССР, далее - ее оккупация фашистами и расправы над евреями (не без помощи местных националистов). Затем - освобождение литовской земли от фашистского ига и отчаянная борьба «литовских патриотов» против советской власти, которая тоже отнюдь не платила им любовью. А любовь доверено изобразить центральному дуэту: повзрослевшего Макса сыграл Риналь Мухаметов, его возлюбленную - Юлия Пересильд.

Разорвав последовательную линию повествования на отдельные по времени и смыслу эпизоды, между которыми проходит по нескольку лет, режиссер перемешал все возможные психологические объяснения того, почему Макс становится сотрудником органов и борется с литовскими «лесными братьями». Такое же недоумение вызывает поведение повзрослевшей Лаймы, которая увлекается мужчинами и алкоголем, а также регулярно отправляется к повитухе на очередной аборт. При этом она всячески тянется к Максу, хотя сама же в девичестве прокляла его за то, что он позволил немецкому офицеру надругаться над ней.

Сложнейший узел межнациональных отношений, затянувшийся в Прибалтике в 40-е годы прошлого века, Чухрай свел к упрощенной схеме ненависти между литовцами и русскими, фактически исключив из числа участников событий немецких оккупантов. Даже отец Лаймы, затаившийся обыватель в годы нашествия фашистов, оказывается их пособником, а заодно и участником расправ над еврейским населением. В послевоенной Литве Павел Чухрай определил ему роль главаря литовских национал-патриотов. Ненависть Макса к этому человеку объясняется тем, что именно он участвовал в расправе над евреями, в которой погибли мать Макса и его младшая сестра.

Однако даже это обстоятельство не помогает понять логику поступков обоих героев. Актерам не удалось сыграть в кадре ту самую ненависть-любовь, на шатком основании которой выстроена фабула «Холодного танго». Танго - это тот танец, который танцуют, как известно, вдвоем, и ежели один из партнеров не попадает в ритм другого, не резонирует с ним по накалу страстей, то исполнительский дуэт обречен на провал. В этом смысле фильм Павла Чухрая полностью оправдал свое название.

Не зная, как разрешить драматургическую коллизию, режиссер Чухрай заставляет отца Лаймы совершить эффектный суицид прямо в родном доме. Саму Лайму как дочь пособника фашистов отправляют в Сибирь, а жизнь бедняги Макса завершается здесь же на железнодорожной станции, где его настигают мстители. При этом отчетливо слышно, как они озвучивают для непонятливых свой девиз: «Это тебе за наших литовских парней!».

Завершают это «нетолерантное» зрелище титры-справки, в которых указывается, когда и сколько граждан какой национальности погибли и пострадали в том самом трагическом десятилетии, в рамках которого разыграна история о любви с несчастливым финалом. И если какой-нибудь молодой зритель увидит нынче «Холодное танго», то он, вполне вероятно, уверится, что в Литве во время и после войны все местное население было против русских, русские были против литовцев, а те убивали евреев.

Взрослые знают, что было намного сложнее. Но для этого надо хотя бы немного знать историю. Или же посмотреть фильм «Никто не хотел умирать». И тогда перед зрительским взором откроется совсем иная, куда более глубокая история трагедий и драм реальных людей.

#кино #премьера #Чухрай

Комментарии