Полина ВИНОГРАДОВА
Культура
06 октября 2014
Современный всегда
5 октября на 98-м году жизни в Боткинской больнице скончался народный артист России Юрий Петрович Любимов. Он умер во сне.

Egor Gavrilenko http://ruspersona.ru
Один из реформаторов отечественного театрального искусства. Основатель легендарного Театра на Таганке, где поставил едва ли не главный шедевр советского театра _ спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким («Он был Высоцкому немного отцом», _ вспоминала Марина Влади).
До последнего дня Юрий Любимов пронзительно чувствовал время, в котором творил. И насквозь видел каждую эпоху, приходящую на смену предыдущей, как будто был наделен внутренним зрением, способным высвечивать все злокачественные опухоли современного ему общества. В качестве панацеи он предлагал театр _ не как иллюзию благоденствия, но как горькую, самую действенную микстуру для души.
За эту свою смелость в 1980-е годы был лишен советского гражданства _ превысил полномочия «доброго лекаря». Но зрители любили его за пророческую чуткость, за множество мгновений подлинного счастья, которое для русского человека, впитавшего с воздухом родины христианские ценности, возможно только через боль и сострадание. Театр на Таганке для многих советских граждан был прививкой болью на пути к свободе. Можно ли сказать, что в своих смелых, даже радикальных по меркам той эпохи, спектаклях Юрий Любимов опередил свое время? Наверное, так считали в Европе: многие страны готовы были приютить московского гения, ставшего очередной жертвой неразрешимого в ХХ веке противостояния человека и государства. Но главная черта любимовского театра _ именно соответствие своему времени. В прошлом столетии он не стремился убежать вперед, оставив позади простых зрителей, в нашем веке не пятился назад, но всегда был чутким к ритму современной жизни.
Эта чуткость помогла Любимову создать живую легенду.
На афишах камерного Театра на Таганке было столько великих имен и названий, как ни в одном другом: Шекспир, Достоевский, Солженицын, Брехт, Абрамов, Пастернак, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Что делать?» Чернышевского... потом разрешили запрещенных «Бориса Годунова» Пушкина и «Живого» Бориса Можаева.
Юрий Любимов выбирал только те произведения, в которых своим безошибочным чутьем и внутренним зрением видел невыученный урок. «Горе от ума _ Горе уму _ Горе ума» А. Грибоедова (2007), «Замок» Ф. Кафки (2008), «Бесы» Ф. Достоевского (2012), опера «Князь Игорь» А. Бородина (2013).
Последним его спектаклем на московской сцене стала опера-буфф «Школа жен» по комедии Мольера на музыку Владимира Мартынова. Ничего пророческого, только напоминание _ какие бы повороты вспять ни делала история, какие бы ни готовила перемены, во все времена люди встречаются, люди влюбляются, женятся. И жизнь продолжается, несмотря ни на что.
До последнего дня Юрий Любимов пронзительно чувствовал время, в котором творил. И насквозь видел каждую эпоху, приходящую на смену предыдущей, как будто был наделен внутренним зрением, способным высвечивать все злокачественные опухоли современного ему общества. В качестве панацеи он предлагал театр _ не как иллюзию благоденствия, но как горькую, самую действенную микстуру для души.
За эту свою смелость в 1980-е годы был лишен советского гражданства _ превысил полномочия «доброго лекаря». Но зрители любили его за пророческую чуткость, за множество мгновений подлинного счастья, которое для русского человека, впитавшего с воздухом родины христианские ценности, возможно только через боль и сострадание. Театр на Таганке для многих советских граждан был прививкой болью на пути к свободе. Можно ли сказать, что в своих смелых, даже радикальных по меркам той эпохи, спектаклях Юрий Любимов опередил свое время? Наверное, так считали в Европе: многие страны готовы были приютить московского гения, ставшего очередной жертвой неразрешимого в ХХ веке противостояния человека и государства. Но главная черта любимовского театра _ именно соответствие своему времени. В прошлом столетии он не стремился убежать вперед, оставив позади простых зрителей, в нашем веке не пятился назад, но всегда был чутким к ритму современной жизни.
Эта чуткость помогла Любимову создать живую легенду.
На афишах камерного Театра на Таганке было столько великих имен и названий, как ни в одном другом: Шекспир, Достоевский, Солженицын, Брехт, Абрамов, Пастернак, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Что делать?» Чернышевского... потом разрешили запрещенных «Бориса Годунова» Пушкина и «Живого» Бориса Можаева.
Юрий Любимов выбирал только те произведения, в которых своим безошибочным чутьем и внутренним зрением видел невыученный урок. «Горе от ума _ Горе уму _ Горе ума» А. Грибоедова (2007), «Замок» Ф. Кафки (2008), «Бесы» Ф. Достоевского (2012), опера «Князь Игорь» А. Бородина (2013).
Последним его спектаклем на московской сцене стала опера-буфф «Школа жен» по комедии Мольера на музыку Владимира Мартынова. Ничего пророческого, только напоминание _ какие бы повороты вспять ни делала история, какие бы ни готовила перемены, во все времена люди встречаются, люди влюбляются, женятся. И жизнь продолжается, несмотря ни на что.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5313) от 06.10.2014.
Комментарии