Главная городская газета

Современный всегда

  • 06.10.2014
  • Полина Виноградова
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Лицейский дух

Царскосельский лицей ругали многие. И один из последних по успеваемости лицеистов Александр Пушкин, и один из лучших учеников - Модест Корф... Читать полностью

Много слов для Вагнера

Исполнение всех четырех опер тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера на Новой сцене Мариинского театра с 19 по 22 октября посвящено памяти Рихарда Тримборна. Читать полностью

Выставка одного экспоната

В Государственном музее истории религии открылась выставка одного экспоната «И. Айвазовский. Хождение по водам». Читать полностью

Сестрам больше не нужно в Москву

Юрий Грымов представил публике свою экранную версию чеховской пьесы. Читать полностью

Люди и страсти Елены Маркиной

В Театре Ленсовета состоялся бенефис народной артистки России Елены Маркиной, проработавшей на этой сцене более 50 лет. Читать полностью

Лучше, чем он, Хлестакова никто не играл

20 октября театральный Петербург отметит 90-летие со дня рождения народного артиста СССР Игоря Олеговича Горбачева. Читать полностью
Реклама
Реклама
Современный всегда | Egor Gavrilenko  http://ruspersona.ru

Egor Gavrilenko http://ruspersona.ru

5 октября на 98-м году жизни в Боткинской больнице скончался народный артист России Юрий Петрович Любимов. Он умер во сне.

Один из реформаторов отечественного театрального искусства. Основатель легендарного Театра на Таганке, где поставил едва ли не главный шедевр советского театра _ спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким («Он был Высоцкому немного отцом», _ вспоминала Марина Влади).

До последнего дня Юрий Любимов пронзительно чувствовал время, в котором творил. И насквозь видел каждую эпоху, приходящую на смену предыдущей, как будто был наделен внутренним зрением, способным высвечивать все злокачественные опухоли современного ему общества. В качестве панацеи он предлагал театр _ не как иллюзию благоденствия, но как горькую, самую действенную микстуру для души.

За эту свою смелость в 1980-е годы был лишен советского гражданства _ превысил полномочия «доброго лекаря». Но зрители любили его за пророческую чуткость, за множество мгновений подлинного счастья, которое для русского человека, впитавшего с воздухом родины христианские ценности, возможно только через боль и сострадание. Театр на Таганке для многих советских граждан был прививкой болью на пути к свободе. Можно ли сказать, что в своих смелых, даже радикальных по меркам той эпохи, спектаклях Юрий Любимов опередил свое время? Наверное, так считали в Европе: многие страны готовы были приютить московского гения, ставшего очередной жертвой неразрешимого в ХХ веке противостояния человека и государства. Но главная черта любимовского театра _ именно соответствие своему времени. В прошлом столетии он не стремился убежать вперед, оставив позади простых зрителей, в нашем веке не пятился назад, но всегда был чутким к ритму современной жизни.

Эта чуткость помогла Любимову создать живую легенду.

На афишах камерного Театра на Таганке было столько великих имен и названий, как ни в одном другом: Шекспир, Достоевский, Солженицын, Брехт, Абрамов, Пастернак, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Что делать?» Чернышевского... потом разрешили запрещенных «Бориса Годунова» Пушкина и «Живого» Бориса Можаева.

Юрий Любимов выбирал только те произведения, в которых своим безошибочным чутьем и внутренним зрением видел невыученный урок. «Горе от ума _ Горе уму _ Горе ума» А. Грибоедова (2007), «Замок» Ф. Кафки (2008), «Бесы» Ф. Достоевского (2012), опера «Князь Игорь» А. Бородина (2013).
Последним его спектаклем на московской сцене стала опера-буфф «Школа жен» по комедии Мольера на музыку Владимира Мартынова. Ничего пророческого, только напоминание _ какие бы повороты вспять ни делала история, какие бы ни готовила перемены, во все времена люди встречаются, люди влюбляются, женятся. И жизнь продолжается, несмотря ни на что.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook