Современный всегда

5 октября на 98-м году жизни в Боткинской больнице скончался народный артист России Юрий Петрович Любимов. Он умер во сне.

Современный всегда | Egor Gavrilenko  http://ruspersona.ru

Egor Gavrilenko http://ruspersona.ru

Один из реформаторов отечественного театрального искусства. Основатель легендарного Театра на Таганке, где поставил едва ли не главный шедевр советского театра _ спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким («Он был Высоцкому немного отцом», _ вспоминала Марина Влади).

До последнего дня Юрий Любимов пронзительно чувствовал время, в котором творил. И насквозь видел каждую эпоху, приходящую на смену предыдущей, как будто был наделен внутренним зрением, способным высвечивать все злокачественные опухоли современного ему общества. В качестве панацеи он предлагал театр _ не как иллюзию благоденствия, но как горькую, самую действенную микстуру для души.

За эту свою смелость в 1980-е годы был лишен советского гражданства _ превысил полномочия «доброго лекаря». Но зрители любили его за пророческую чуткость, за множество мгновений подлинного счастья, которое для русского человека, впитавшего с воздухом родины христианские ценности, возможно только через боль и сострадание. Театр на Таганке для многих советских граждан был прививкой болью на пути к свободе. Можно ли сказать, что в своих смелых, даже радикальных по меркам той эпохи, спектаклях Юрий Любимов опередил свое время? Наверное, так считали в Европе: многие страны готовы были приютить московского гения, ставшего очередной жертвой неразрешимого в ХХ веке противостояния человека и государства. Но главная черта любимовского театра _ именно соответствие своему времени. В прошлом столетии он не стремился убежать вперед, оставив позади простых зрителей, в нашем веке не пятился назад, но всегда был чутким к ритму современной жизни.

Эта чуткость помогла Любимову создать живую легенду.

На афишах камерного Театра на Таганке было столько великих имен и названий, как ни в одном другом: Шекспир, Достоевский, Солженицын, Брехт, Абрамов, Пастернак, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Что делать?» Чернышевского... потом разрешили запрещенных «Бориса Годунова» Пушкина и «Живого» Бориса Можаева.

Юрий Любимов выбирал только те произведения, в которых своим безошибочным чутьем и внутренним зрением видел невыученный урок. «Горе от ума _ Горе уму _ Горе ума» А. Грибоедова (2007), «Замок» Ф. Кафки (2008), «Бесы» Ф. Достоевского (2012), опера «Князь Игорь» А. Бородина (2013).
Последним его спектаклем на московской сцене стала опера-буфф «Школа жен» по комедии Мольера на музыку Владимира Мартынова. Ничего пророческого, только напоминание _ какие бы повороты вспять ни делала история, какие бы ни готовила перемены, во все времена люди встречаются, люди влюбляются, женятся. И жизнь продолжается, несмотря ни на что.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5313) от 06.10.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?