Современная женщина сама платит по счетам

На прошлой неделе в рамках проекта «Модное чтение» в Петербург приезжали популярные британские писатели Ирвин Уэлш, Дуги Бримсон и Изабель Вульф.
В несколько дней организаторы вместили встречи с читателями, мастер-классы, автограф-сессии и автобусные экскурсии по городу. Изабель Вульф призналась, что не ожидала столь пышного приема и широкого читательского интереса. «Мои книги издаются на двадцати языках, но в таком промо-туре участвую впервые, — сказала англичанка. — Издателям это не по карману, а в Петербург удалось приехать благодаря содействию консульства Великобритании».
Вульф — автор популярных во всем мире романтических комедий «Тревоги Тиффани Тротт», «Стеклянная свадьба», «Разлуки и радости Роуз». Ее романы «выросли» из колонки, которую Вульф вела в Daily Telegraph. С писательницей и в прошлом журналисткой BBC встретилась Мария КАМЕНЕЦКАЯ.

Современная женщина сама платит по счетам  |

— Изабель, почему, на ваш взгляд, романтические комедии пользуются таким бешеным спросом?

— Женщины хотят читать книги про них самих, про их жизнь, написанные женщинами. Моих читательниц интересуют истории из личной жизни, взаимоотношения с мужчинами, связанные с этим проблемы.

В Великобритании «феминистские войны» позади. Женщинам уже не приходится сражаться за карьерный рост, хорошую работу, перспективы. Эту «битву» они успешно выиграли. Но возник другой вопрос: что делать со своей жизнью за пределами офиса? Помимо успешной карьеры женщинам все же хочется выйти замуж, обзавестись детьми. Вот что волнует их сейчас, и поэтому им интересна литература, рассказывающая не о профессиональных достижениях, а о частной жизни.

— Другими словами, у большинства серьезных профессионалов и успешных карьеристок проблемы с устройством личной жизни.

— Да, я думаю. «Дневник Бриджет Джонс» первым затронул эту проблему, и отчасти поэтому книга стала феноменально успешной. В Великобритании — один миллион женщин, которым за тридцать, одиноки. Я не имею в виду тех, кто живет в так называемом гражданском браке или у кого есть бойфренд. Существует целый класс совершенно одиноких женщин. В свое время они отказались от создания семьи ради профессии, теперь же борются за благополучие во всех сферах жизни.

Известно, что довольно много мужчин боятся женщин более успешных, чем они сами. Впрочем, мужчинам тоже нелегко, ведь им приходится приспосабливаться к изменившемуся миру, к новым условиям жизни. Не случайно в Великобритании есть сугубо «мужские авторы». Например, Ник Хорнби и Майк Гейл, которые рассказывают своим читателям, как правильно вести себя с женщинами, как реагировать на ту или иную ситуацию.

— Конечно, мир меняется каждую секунду, так же, как и вкусы, потребности аудитории. Не потеряют ли читатели интерес к романам, подобным вашим?

— Когда вышел «Дневник Бриджет Джонс», некоторые уверяли, что повальный интерес — скоротечное явление, что очень скоро людям надоедят такие книги, а издатели, соответственно, перестанут их издавать. Оказалось, что это не так. Романтических комедий становится только больше.

К тому же в своих книгах я затрагиваю очень разные аспекты жизни. Я рассказываю о тех, кто одинок, о стрессах на работе, о свадьбах и болезненных разводах. А главная тема новой книги, которую я сейчас пишу, — это деторождение. Мои героини — одинокие, замужние, разведенные, и почти все они в столь разных жизненных ситуациях мечтают о детях. Другими словами, темы могут варьироваться, но сам жанр романтических комедий никуда не денется.

— На пресс-конференции вы сказали, что литература в Великобритании стала очень коммерческой. Получается, что серьезные книги людям теперь даром не нужны?

— Нужны, но сейчас маркетинг и распространение «интеллектуальной», глубокой литературы направлены на то, чтобы сделать ее более доступной, популяризировать. Во многом помогают телевизионные и кинопостановки, основанные на классике. Также в Великобритании существуют так называемые книжные клубы на телевидении и в газетах, где рассказывают не только о новинках.

Мне кажется, сейчас люди читают книги, которые раньше им казались чересчур сложными для восприятия. Чтение становится все более популярным занятием, что-то вроде второго футбола. Но если раньше искушенная публика, воспитанная на классике, относилась к коммерческой литературе пренебрежительно, как к чему-то второсортному, то сейчас люди с одинаковым интересом читают и серьезные романы, и развлекательные — детективы, триллеры, дамские истории.

Правда, большинство некоммерческих писателей до сих пор ревностно относятся к тому, что я, например, в отличие от них продаю свои книги огромными тиражами. Естественно, они тоже хотят широкого успеха и тиражей.

— Не хотите попробовать себя в новом качестве, написать, скажем, детектив?

— Вряд ли. Моя цель — развлечь публику, а также продать как можно больше экземпляров. Я никогда не стремилась писать серьезную, так сказать, интеллектуальную литературу для избранных. Тираж произведений такого рода — 5 — 10 тысяч экземпляров, это ничто по меркам книжного рынка Великобритании. Мой минимум — 150 тысяч. Я хочу, чтобы как можно больше людей прочитали мои книги.

Не подумайте, что я такая циничная и меркантильная. Мне действительно нравится развлекать читателей, делать так, чтобы они смеялись, расстраивались, сопереживали — в общем, испытывали разные эмоции. Честно говоря, я всегда мечтала писать романтические комедии. По сюжету и настроению мои романы можно сравнить с фильмами «Ноттинг-Хилл» или «Осторожно, двери закрываются!».

— А мужчины ваши книги читают?

— Насколько я знаю, читают, и с удовольствием, хотя многие стесняются их покупать. Представьте, стоит мужчина в очереди в кассу книжного магазина, а в руках у него обложка со всякими цветочками, бабочками... Поэтому большинство читателей мужчин покупают мои книжки как бы в подарок супругам, возлюбленным и мамам, а заодно сами листают. Ведь мои героини не глупенькие пустышки, озабоченные только диетами и косметическими салонами. Я бы назвала свои книги даже не столько романтическими, сколько социальными комедиями.

— Опишите в нескольких словах современную британскую женщину. Что она собой представляет?

— Она независима, у нее есть своя квартира или свой дом. Работа, которая нравится или не нравится. Многие женщины, я знаю, не так уж хотят сидеть в офисе всю жизнь и ищут способы работать на дому, неполный день или вовсе уволиться. Современная британская женщина живет в эпоху «постфеминизма» и испытывает на себе все ее прелести. Сама за все отвечает, сама платит по счетам. Мне кажется, современные английские женщины счастливее, чем их матери, которые боролись за равенство полов и свои права.

— Вам, наверное, удалось пообщаться с русскими женщинами. Чем их образ жизни отличается от привычного вам в Великобритании?

— Насколько я поняла, здесь раньше выходят замуж и заводят детей. В Великобритании совершенно нормально воспринимается, если 35-летняя женщина не замужем и никогда не была, хотя еще десять лет назад это считалось трагедией. Браки теперь не очень популярны, только 350 тысяч пар в год женятся. Считается, что проще жить с кем-то «неофициально». Детей тоже заводят гораздо позже, и у многих женщин первый ребенок появляется, когда им около сорока лет. В России, по-моему, это происходит гораздо раньше, я права?

Правда, эти изменения касаются в основном больших городов, в английской глубинке ситуация такая же, что и десять — двадцать лет назад. Я для них — инопланетянка. Мои ровесницы в провинции уже стали бабушками, а я только недавно ребенка родила!


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (3288) от 17.09.2004 года.


Комментарии