Сова среди цветов модерна

В Инженерном доме Петропавловской крепости Музей истории Петербурга представил публике новую постоянную экспозицию «Петербургский модерн». Она была давней мечтой музейщиков и стала итогом общего многолетнего труда научных сотрудников, реставраторов и дизайнеров. Большинство предметов выставлены впервые.

Сова среди цветов модерна  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Со времени расцвета модерна прошло больше ста лет, но до сих пор идут споры об этом стиле - красиво или пошло, дух или функция, конец искусства или его начало? Однозначных ответов нет.

Модерн, несмотря на разные названия - стиль 1900 года, ар-нуво, югендстиль, - был первым движением программно интернациональным. Именно поэтому в экспозиции показаны кроме русского прикладного искусства датский фарфор, французское стекло и мебель, финские и немецкие печные изразцы.

Он был и первой попыткой создать социальную утопию: среди прекрасных вещей любой человек станет совершенным. В 1903 году Игорь Грабарь и его единомышленники организовали в Петербурге выставку «Современное искусство». Один из ее участников, Александр Бенуа, позже вспоминал, что их целью было «представить петербургской публике ряд обстановок, в которых новый стиль специфически петербургского оттенка предстал бы в формах невиданных и пленительных».

Публика встретила «обстановки» прохладно, никто ничего не купил. Этот факт удивил устроителей. Петербург изо всех сил старался не отставать от Парижа. В последние годы XIX века в российской столице показывали плакаты Альфонса Мухи, ювелирные изделия Рене Лалика и Луиса Тиффани. Бутик Павла Марсеру на Большой Конюшенной улице торговал стеклом Эмиля Галле и Огюста Легра. После Всемирной выставки 1900 года в Париже характерные для модерна изображения цветов и другой природы, плавные кривые линии украсили вывески магазинов в российских городах, посуду, мебель. Модерн, гармонично сочетавший изящное и функциональное, стал в разных версиях главным стилем в архитектуре.

Зинаида Гиппиус объяснила причину провала утопии дороговизной. В начале 1910-х годов интерес к модерну стал угасать. Но его эхо регулярно возвращается: сначала он повлиял на искусство ар-деко, потом на биоморфную архитектуру. К наследию модерна постоянно обращаются современные ювелиры.

Экспозиция начинается с воспоминания о выставке 1903 года. Два роскошных мебельных гарнитура фабрики Федора Мельцера дополнены стеклом и керамикой - вазой для одного цветка фирмы Галле, белой вазой в виде бутона Императорского фарфорового завода, небольшой скульптурой «Похищение Европы», созданной на Императорском фарфоровом заводе по эскизу Валентина Серова. Этот сюжет стал экспортным товаром, его воспроизводили до 1936 года.

Важный раздел - показ архитектурной графики. Прежде всего это эскизы интерьеров и ограды, возможно, самого известного памятника петербургского модерна - особняка Кшесинской архитектора Александра фон Гогена. Эскиз фасада торгового дома «Эсдерс и Схефальс» (на углу Гороховой и набережной Мойки) Владимира Липского - Константина де Рошефора позволяет увидеть, что при недавнем воссоздании башни на этой постройке не удалось получить оригинальный стройный вид. Интересен проект особняка Шумилова в Новом Петергофе, поданный на конкурс 1908 года архитектором Николаем Васильевым. Жюри сочло эскиз с башенками и балкончиками «слишком фантастичным». Русский Гауди не состоялся.

Напольная отопительная печь, фактически буржуйка, но отделанная саксонскими изразцами с изображениями тюльпанов, большая зеленая печь с растительными мотивами, созданная на финском гончарном заводе «Ракколаниоки», и другие образцы керамики являются напоминанием о собирательской деятельности музея в 1970-е годы. Тогда совпали комплексные капитальные ремонты домов, активное пополнение музейных фондов и впервые появившийся интерес к модерну у специалистов и публики. Некоторые печи были спасены сотрудниками музея из расселенных домов.

Расцвет модерна пришелся на появление в жилых домах электричества, поэтому специальный раздел экспозиции посвящен светильникам. Люстры включаются по отдельности, чтобы каждую можно было рассмотреть. На одной мудрая сова - любимый символ модерна - подмигивает зеленым глазом.

Среди кузнецовской посуды, шелковых платьев и дамских аксессуаров скромно спрятались выдвижные полки. Не поленитесь туда заглянуть, чтобы увидеть, как выглядели программки театра «Эрмитаж», отпечатанные по эскизам Константина Сомова и Александра Бенуа. А также что представляет собой чайная скатерть эпохи модерна.

Экспозицию завершают плакаты, которые в начале ХХ века именовали «стилем Муши» в честь Альфонса Мухи. Но лучше всего текст на афише художника Михаила Михайлова: «Концерт-бал чертежников в пользу граждан Парижа, пострадавших от наводнения 27 февраля 1910 года, в зале Санкт-Петербургской Городской думы». Благородные были чертежники в российской столице в начале прошлого века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5842) от 01.12.2016.


Комментарии