Сова среди цветов модерна

В Инженерном доме Петропавловской крепости Музей истории Петербурга представил публике новую постоянную экспозицию «Петербургский модерн». Она была давней мечтой музейщиков и стала итогом общего многолетнего труда научных сотрудников, реставраторов и дизайнеров. Большинство предметов выставлены впервые.

Сова среди цветов модерна  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Со времени расцвета модерна прошло больше ста лет, но до сих пор идут споры об этом стиле - красиво или пошло, дух или функция, конец искусства или его начало? Однозначных ответов нет.

Модерн, несмотря на разные названия - стиль 1900 года, ар-нуво, югендстиль, - был первым движением программно интернациональным. Именно поэтому в экспозиции показаны кроме русского прикладного искусства датский фарфор, французское стекло и мебель, финские и немецкие печные изразцы.

Он был и первой попыткой создать социальную утопию: среди прекрасных вещей любой человек станет совершенным. В 1903 году Игорь Грабарь и его единомышленники организовали в Петербурге выставку «Современное искусство». Один из ее участников, Александр Бенуа, позже вспоминал, что их целью было «представить петербургской публике ряд обстановок, в которых новый стиль специфически петербургского оттенка предстал бы в формах невиданных и пленительных».

Публика встретила «обстановки» прохладно, никто ничего не купил. Этот факт удивил устроителей. Петербург изо всех сил старался не отставать от Парижа. В последние годы XIX века в российской столице показывали плакаты Альфонса Мухи, ювелирные изделия Рене Лалика и Луиса Тиффани. Бутик Павла Марсеру на Большой Конюшенной улице торговал стеклом Эмиля Галле и Огюста Легра. После Всемирной выставки 1900 года в Париже характерные для модерна изображения цветов и другой природы, плавные кривые линии украсили вывески магазинов в российских городах, посуду, мебель. Модерн, гармонично сочетавший изящное и функциональное, стал в разных версиях главным стилем в архитектуре.

Зинаида Гиппиус объяснила причину провала утопии дороговизной. В начале 1910-х годов интерес к модерну стал угасать. Но его эхо регулярно возвращается: сначала он повлиял на искусство ар-деко, потом на биоморфную архитектуру. К наследию модерна постоянно обращаются современные ювелиры.

Экспозиция начинается с воспоминания о выставке 1903 года. Два роскошных мебельных гарнитура фабрики Федора Мельцера дополнены стеклом и керамикой - вазой для одного цветка фирмы Галле, белой вазой в виде бутона Императорского фарфорового завода, небольшой скульптурой «Похищение Европы», созданной на Императорском фарфоровом заводе по эскизу Валентина Серова. Этот сюжет стал экспортным товаром, его воспроизводили до 1936 года.

Важный раздел - показ архитектурной графики. Прежде всего это эскизы интерьеров и ограды, возможно, самого известного памятника петербургского модерна - особняка Кшесинской архитектора Александра фон Гогена. Эскиз фасада торгового дома «Эсдерс и Схефальс» (на углу Гороховой и набережной Мойки) Владимира Липского - Константина де Рошефора позволяет увидеть, что при недавнем воссоздании башни на этой постройке не удалось получить оригинальный стройный вид. Интересен проект особняка Шумилова в Новом Петергофе, поданный на конкурс 1908 года архитектором Николаем Васильевым. Жюри сочло эскиз с башенками и балкончиками «слишком фантастичным». Русский Гауди не состоялся.

Напольная отопительная печь, фактически буржуйка, но отделанная саксонскими изразцами с изображениями тюльпанов, большая зеленая печь с растительными мотивами, созданная на финском гончарном заводе «Ракколаниоки», и другие образцы керамики являются напоминанием о собирательской деятельности музея в 1970-е годы. Тогда совпали комплексные капитальные ремонты домов, активное пополнение музейных фондов и впервые появившийся интерес к модерну у специалистов и публики. Некоторые печи были спасены сотрудниками музея из расселенных домов.

Расцвет модерна пришелся на появление в жилых домах электричества, поэтому специальный раздел экспозиции посвящен светильникам. Люстры включаются по отдельности, чтобы каждую можно было рассмотреть. На одной мудрая сова - любимый символ модерна - подмигивает зеленым глазом.

Среди кузнецовской посуды, шелковых платьев и дамских аксессуаров скромно спрятались выдвижные полки. Не поленитесь туда заглянуть, чтобы увидеть, как выглядели программки театра «Эрмитаж», отпечатанные по эскизам Константина Сомова и Александра Бенуа. А также что представляет собой чайная скатерть эпохи модерна.

Экспозицию завершают плакаты, которые в начале ХХ века именовали «стилем Муши» в честь Альфонса Мухи. Но лучше всего текст на афише художника Михаила Михайлова: «Концерт-бал чертежников в пользу граждан Парижа, пострадавших от наводнения 27 февраля 1910 года, в зале Санкт-Петербургской Городской думы». Благородные были чертежники в российской столице в начале прошлого века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5842) от 01.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...