Состоялось представление книги об истории музея Анны Ахматовой
«Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. История. Воспоминания. Документы» — так называется новое издание, посвященное истории музея. Он открылся в 1989 году к столетию со дня рождения поэта в доме, где она прожила более 30 лет.
ФОТО Brandi Redd on Unsplash
Книгу открывает большое эссе «Под кровлей Фонтанного дома», принадлежащее перу Нины Поповой, с первого дня существования музея и до 2020 года его директора, а сейчас — руководителя Благотворительного фонда друзей музея. Она вспоминает, как по инициативе поэта Михаила Дудина городские власти Ленинграда приняли решение открыть новый музей. Он был создан с нуля за восемь месяцев.
Автор рассказывает, как будущий музей получил библиотеку известного коллекционера и библиофила Моисея Лесмана, у которого было 16 книг Ахматовой с ее автографом. Как новый музей получил несколько мемориальных предметов, хранившихся в Пушкинском Доме. Как сотрудники готовили экспозицию, посвященную поэме «Реквием», тогда только что впервые опубликованной в СССР. Как они получили портрет Николая Гумилева, нарисованный Натаном Альтманом, и портрет самой Ахматовой, созданный Зинаидой Серебряковой.
А потом началась кропотливая, планомерная работа по сбору коллекции и ремонту помещений для расширения экспозиционного и выставочного пространства. Попова быстро поняла, что на одной даже самой пронзительной ахматовской мемориальности музей существовать не может. Поэтому он стал еще и центром, посвященным культуре Ленинграда 1920 – 1960‑х годов. Прошли сотни самых разных событий — выставки художников, литературные вечера и научные конференции, фестивали и представление новых книг. Такой активной жизнью музей наполнен и сейчас. Остается неизменной его миссия. Попова видит ее в том, чтобы соединить «Дом Поэта и Текст Поэта, создать дружественную среду для посетителей, прежде всего молодых». Главный раздел книги называется «Вспышки сознания», там впервые опубликованы несколько воспоминаний и свидетельств современников об Ахматовой, они находятся в фондах музея. В частности, письмо Ирины Пуниной к Моисею Лесману, которое датировано 1974 годом. В нем автор вспоминает, как летом 1944 года в эшелоне Академии художеств она вместе с отцом Николаем Пуниным, историком искусства, и маленькой дочерью Аней вернулась из эвакуации в Ленинград. Дойдя пешком от Московского вокзала до Фонтанного дома, где жили до эвакуации, они встретили у знаменитой чугунной решетки Ахматову. Анна Андреевна объяснила, что сейчас живет в другом месте и случайно оказалась на Фонтанке. И отказалась войти в хорошо знакомую ей квартиру. Но Пунин, с которым Ахматова рассталась еще в 1938 году, не поверил в случайность этой встречи.
В фондах музея хранится машинописный экземпляр поэмы «Реквием», который в феврале 1964 года был подарен автором актрисе Фаине Раневской. На полях она вспоминает о встречах с Ахматовой и ее сыном Львом Гумилевым в Ленинграде, с Ахматовой в эвакуации в Ташкенте. «Восхищение во мне она всегда вызывала», — отметит Раневская.
В письме переводчицы Ники Глен литературоведу, исследователю аудиозаписей голосов писателей Льву Шилову говорится, что в первый раз Ахматова читала «Реквием» под запись в конце 1962‑го или в начале 1963 года. Сам Шилов делал аналогичную запись через два года в Комарове.
Книга завершается воспоминаниями о прощании с поэтом в Ленинграде. Много позже по этому поводу Иосиф Бродский скажет так: «Ничего для нас не кончилось… не слишком‑то веря в существование того света и вечной жизни, я тем не менее оказываюсь во власти ощущения, будто она откуда‑то извне следит за нами, наблюдает как бы свыше, как это она и делала при жизни».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7511) от 28.09.2023 под заголовком «Соединяя дом и текст».
Комментарии