Паоло Соррентино в Петербурге стрелял из пушки и говорил о Берлускони

Итальянский режиссер Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость», «Молодой Папа») выстрелил из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, возвестив тем самым о начале кинофестиваля «Послание к человеку».

Паоло Соррентино в Петербурге стрелял из пушки и говорил о Берлускони | Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

— Я до сих пор не очень хорошо слышу, — сказал он в начале встречи с журналистами, которая состоялась в Иоанновском равелине сразу после выстрела: — Надеюсь, это пройдет.

Одет самый знаменитый итальянский режиссер нашего времени скромно, говорил тихо, выглядел усталым, будто не спал всю ночь. Однако к общению был расположен. Перед началом пресс-конференции журналистов предупредили, что, по регламенту, у нас 22 минуты. Соррентино же, когда ему перевели эти слова, сказал, что, если нужно, готов задержаться.

— Вы родились в солнечном Неаполе, откуда же в вас эта меланхоличность? — спросили у него.

— Я и сам не знаю, почему я 24 часа в сутки пребываю в меланхолии, — мрачно ответил он.

Возможно, потому что стал сиротой в 16 лет, потеряв сразу обоих родителей. А значит — стал взрослым. По словам Соррентино, юмор, присутствующий в его фильмах, пусть и в небольших количествах, это дар Неаполя.

— Чувство юмора, умение отнестись к происходящему и к самому себе иронично — это своего рода защита от судьбы, которая не всегда добра и ласкова к нам, — заметил он.

В Петербурге он впервые, город назвал одним из самых красивых, какие только видел. Похоже, это не просто дежурный комплимент. Паоло Соррентино добавил, что хотел бы приехать сюда с семьей, чтобы спокойно погулять по городу и познакомиться с ним поближе.

Конечно же, его спрашивали о новой работе — фильме Loro, который вчера (16 сентября) показали в «Авроре», а 19-го продемонстрируют в «Великан-Парке». В широкий прокат картина выйдет в октябре.

— Почему вы выбрали героем фильма именно Сильвио Берлускони? — допытывались коллеги.

— Почему? — задумался Соррентино. — Жизнь Берлускони и его личность — прекрасный кинематографический сюжет. Он, на мой взгляд, отличный актер, который как бы умело обыгрывает свою жизнь. Но мне-то хотелось увидеть его жизнь глазами режиссера, посмотреть, что скрывается за этим внешним блеском, экстравагантностью, богатством. Увидеть его боль, его страхи, комплексы. Потому что они ведь объясняют мотивы его поступков как человека и как политика. Кроме того, через биографию Берлускони я попытался показать проблемы, существующие в Италии.

— Были ли проблемы с цензурой? — спросили у него.

— Нет, никакой цензуры в Италии не существует. Я во время работы над всеми своими проектами был совершенно свободен. Но о политике и о политиках я бы больше снимать не хотел.

Разумеется, не обошлось без вопроса о сериале «Молодой Папа» и его продолжении.

— Как отреагировала церковь на этот сериал? — спросили у режиссера.

— Никак, — последовал ответ. — Церковь потому и существует больше 2000 лет, что правильно реагирует — молчанием. И только потом, спустя длительное время, все взвесив и обдумав, может вынести свое решение по тому или иному вопросу.

Второй сезон «Молодого Папы», который с нетерпением ждут поклонники телесериала, режиссер начнет снимать в ноябре этого года. А закончить планирует к ноябрю следующего. В нем сыграет Джон Малкович.

С современным российским кино Соррентино, по его словам, знаком совсем плохо, потому что в Италии российские фильмы не показывают. Однако недавно на Каннском фестивале он познакомился с Андреем Звягинцевым, посмотрел его фильм «Нелюбовь» и считает его выдающимся.

— Вообще, — сообщил режиссер, — я плохой зритель. Каждый раз, приходя в театр или кино, я только и думаю о том, как бы побыстрее уйти в ресторан. Мне вспоминаются слова Федерико Феллини, который говорил, что почти никогда не мог дойти до театра, потому что по дороге встречал на улице что-то более интересное (и тут наконец меланхоличный Соррентино улыбнулся).

— Вас часто сравнивают с Феллини, а ваш фильм «Великая красота» даже называют парафразом «Сладкой жизни». Что вы думаете об этом?

— Я думаю, что Феллини — гений, а я таковым не являюсь, — скромно ответил Соррентино.

#послание к человеку #кинофестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6270) от 17.09.2018 под заголовком «Соррентино и «Послание»».


Комментарии