Сорок лет спустя

Открылась давно ожидаемая большая выставка «Ленинградский андеграунд», посвященная 40-летию «газаневской культуры». Идея проекта принадлежит Исааку Кушниру, коллекционеру и издателю серии альбомов «Авангард на Неве». Получилась трогательная и умная выставка-воспоминание, выставка-размышление. Куратор не навязывает свою точку зрения на «газаневские» выставки, не выделяет художников-лидеров и тех, кто, как понятно сейчас, остался во втором ряду.

Сорок лет спустя | Евгений Михнов-Войтенко. «Сидящая».

Евгений Михнов-Войтенко. «Сидящая».

Напомним, что две первые разрешенные ленинградскими властями выставки неофициальных художников состоялись 22 – 25 декабря 1974 года в ДК им. Газа и 10 – 20 сентября 1975 года в ДК «Невский». Участники выставок, в первой их было 52, во второй – 88, категорически отвергли предложенное им сомнительное звание «самодеятельных художников». Поэтому показы носили название «выставка произведений живописи, скульптуры и графики». Это был принципиальный момент, де-факто власть признала за андеграундом право на профессию.

Свидетели событий по-разному оценивают настроения того времени среди художников и им сочувствующих. Многие не питали иллюзий и считали, что форточку открыли на короткий момент, чтобы снова наглухо закрыть. Но значительная часть художников думали иначе. Сохранился холст, на котором поставили автографы все участники выставки в ДК им. Газа. На раме можно прочитать слова «До новой встречи».

Однако после 1975 года власти не разрешали подобные крупные выставки, и ответом на запреты стала массовая эмиграция «газаневцев». В каталоге «Ленинградского андеграунда» приведен список из 20 уехавших, только самые известные имена, в том числе Юрий Жарких, главный организатор выставок. Это примерно четверть участников «газаневского» движения.

Как рассказал нашей газете Исаак Кушнир, он решил показать всех «газаневцев», для чего обошел 50 коллекционеров. И нигде не получил отказа, собиратели предоставили редкие картины Арефьева, Рухина, Гаврильчика, Жарких и других художников. В итоге получилась выставка из 200 произведений, в том числе 25 – показанных сорок лет назад.

Эта пестрая мозаика работ разного качества далека от современных выставочных канонов. Но она дает представление о том, как все это было. С той разницей, что тогда зрителей, отстоявших многочасовую очередь, запускали на короткие сеансы, а сейчас можно спокойно рассматривать все картины.

Из малоизвестного выделим «Павла I» Александра Арефьева, «Рыбаки на льду» Владимира Овчинникова, «Обстригание ногтя» Владимира Некрасова.

Вернисаж напоминал вечер встречи старых друзей, пришли многие «газаневцы» и посетители тех выставок. Мы спросили у них о тогдашних впечатлениях.

Анатолий Белкин: «Было ощущение важности события, но никто не знал, что будет завтра».

Геннадий Зубков: «Мое внутреннее пространство вдруг расширилось, я познакомился со многими людьми, это ощущение живет до сих пор».

Валерий Мишин: «Это был гражданский, а не художественный акт».

Наталья Козырева, тогда младший научный сотрудник Русского музея: «Главное – было ощущение Другого искусства, качество тогда не обсуждалось, важно было там быть и увидеть. Впервые мы стояли в очереди на выставки, в том числе Василий Пушкарев, директор нашего музея. Декабрь 1974-го был морозным, а мода на мини-юбки была на пике»...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5398) от 13.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.