Золотые сны императрицы Александры Федоровны

В выставочные залы Арсенального каре Гатчинского дворца заходишь по зеленым ковровым дорожкам, украшенным белыми розами. Нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на нежные цветы.

Золотые сны императрицы Александры Федоровны | На портрете (копия неизвестного художника с оригинала Франца Крюгера) императрица изображена в так называемом русском придворном платье. Фото: Татьяна Горд

На портрете (копия неизвестного художника с оригинала Франца Крюгера) императрица изображена в так называемом русском придворном платье. Фото: Татьяна Горд

Белая роза была символом Александры Федоровны, супруги Николая I. 25 мая в Гатчине открылась выставка «Золотой сон императрицы», приуроченная к 220-летию со дня ее рождения.

В подготовке выставки вместе с ГМЗ «Гатчина» принимали участие Эрмитаж, пригородные музеи-заповедники, Александринский театр и частные коллекционеры. Все они поделились своими раритетами - мемориальными вещами, когда-то принадлежавшими императрице и членам ее семьи.

Нежная и романтичная императрица, воспитанная в Германии на поэзии Шиллера, а русский выучившая с помощью Василия Жуковского, совершенно не вникала в политику, зато знала толк в воспитании детей и нарядах. Для Николая I, как пишет в своих мемуарах фрейлина императрицы Анна Тютчева, «это была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке... Для императрицы фантастический мир, которым окружало ее поклонение всемогущего супруга, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и фееричных балов заполнял весь горизонт, и она не подозревала, что за этим горизонтом, за фантасмагорией бриллиантов и жемчугов, драгоценностей, цветов, шелка, кружев и блестящих безделушек существует реальный мир, существует нищая, невежественная, наполовину варварская Россия...»

Публику встречает живописный портрет кисти немецкого художника Герхарда фон Кюгельгена, запечатлевший прусскую принцессу Шарлотту, которой суждено было стать супругой российского императора. Красивая темноволосая девушка напоминает фею из сказки.

Свадьба великого князя Николая Павловича и принцессы состоялась в 1817 году. Придворные пришли в восторг от ее внешности. Вот что пишет Александра Смирнова-Россет в своих воспоминаниях о первом появлении принцессы на балу в Зимнем дворце:

«Два звонка, и в залу впорхнуло прелестное существо. Эта молодая дама была одета в голубое платье, розы украшали ее маленькую головку. Она не шла, а как будто плыла по паркету. Она поцеловала руку императрице Марии Федоровне, которая ее нежно обняла. Мы все сказали: «Какая прелесть! Кто это такая? Мы будем ее обожать».

Ее подвенечное платье не сохранилось. Однако мы можем видеть ткань, из которой оно было сшито. На выставке есть предоставленная Эрмитажем фелонь священника, перешитая из этого платья. По белому фону проходят волнистые линии золотого шитья, в орнаменте использованы пальметки, колосья, букеты цветов и листьев. На подкладке фелони есть надпись: «Из подвенечного платья государыни-императрицы Александры Федоровны. Пожертвовано в 1842 году января 12 дня».

ГМЗ «Царское Село» предоставил принадлежавшую императрице коляску-самокатку. С первого взгляда она напоминает инвалидное кресло, только более элегантное. Оригинальная трехместная конструкция была изготовлена в 1850-х годах обер-мастером императорского двора Дж. Баннистером. Она приводилась в движение ручной педалью, которую крутил кто-то из сидящих сзади. А тот, кто сидел впереди, управлял рулем. Коляска и сейчас на ходу, жаль, что нельзя прокатиться.

Как известно, Александринский театр был назван так именно в честь императрицы Александры Федоровны. Музей Александринки предоставил для выставки макет здания театра и созданные по эскизам Карло Росси золоченые металлические фрагменты декора императорской ложи, из которой Александра Федоровна и члены императорского дома Романовых смотрели спектакли. Из фондов театра предоставлены костюмы 1840 - 1850-х годов из гардероба русской и французской драматических трупп, а также бальные платья из лермонтовского «Маскарада» 1917 года, поставленного Всеволодом Мейерхольдом. В сценическом оформлении и костюмах, стилизованных Александром Головиным под николаевскую эпоху, присутствовало изображение белой розы.

Жизнь императрицы, хоть и прошла среди баснословной роскоши, все же не была «золотым сном». Ей пришлось пережить и немало испытаний. Одним из самых тяжелых было восстание декабристов, когда она молилась о том, чтобы Бог спас ее мужа. Однако впоследствии Александра Федоровна умоляла мужа не казнить заговорщиков, а узнав, что жены декабристов последовали за своими мужьями в Сибирь, сказала: «Я поступила бы так же». После смерти мужа Александра Федоровна прожила еще пять лет, затворившись в Александровском дворце в Царском Селе, где ее окружали любимые фрейлины. Любопытно, что среди них была и Варвара Нелидова, фаворитка Николая I. 

Материал был опубликован в газете под № 096 (6205) от 31.05.2018 под заголовком «Сон в золотой клетке».

#императрица #история #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6205) от 31.05.2018.


Комментарии