Главная городская газета

Соловецкая баллада

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Соловецкая баллада | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Старый деревянный баркас, поросшим мхом, лежит на прибрежной траве, которую присыпал первый снег. Зима на севере, да еще в 165 км от полярного круга, приходит рано. Этот снимок стал эпиграфом к выставке нижегородского фотографа Леонида Гройсмана «Соловки. Место предчувствия», которая открылась в Музее искусства Петербурга на наб. канала Грибоедова, 103.

Серия соловецких снимков создается последние четыре года, сейчас в ней 64 работы, в Петербурге представлено 39. Серия живая, она изменяется, пополняется, Гройсман продолжает поездки на архипелаг. Всегда - зимой или поздней осенью, когда редко светит солнце и нет яркой листвы. Именно зимние пейзажи - дорога на Секирную гору, часовня, под самую крышу занесенная снегом, — становятся зримой метафорой истории Соловков. По словам автора фотографий, это история больших подвигов, духовных и телесных, и история глубоких падений.

«Почему на ваших снимках нет ничего про соловецкие лагеря?» - спросили мы у Гройсмана. Он ответил, что проще всего поместить на передний план забор с колючей проволокой (там ее много) и через него снять монастырь. Но это скучно и банально. И обращает внимание на фотографию часовни с глубоким рвом, который был выкопан в лагерные времена. Даже большие сугробы не могут его спрятать. Точную выверенную композицию Гройсман подолгу выбирает на месте. Вернувшись домой, сам печатает снимки, добиваясь точной передачи цвета.

Центральное место на выставке занимают фотографии, сделанные на острове Анзер. По словам автора, там живут люди с очень тяжелой судьбой, которые прошли сложный жизненный путь. Снимки образуют две линии: восстановление скитов и восстановление людьми самих себя. Самый простой и одновременно пронзительный сюжет - трудник с тремя буханками свежеиспеченного хлеба.

Предыдущая работа Гройсмана - «В стороне от суеты. Нижегородские сельские храмы» — заняла семь лет и завершилась выпуском большого альбома фотографий. Книга о Соловках выйдет в Нижнем Новгороде в ближайшие недели, а выставка в Петербурге открыта по 12 марта.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook