Соло на норвежском севере

Галина СИДОРЕНКО, мастерица камерного и оперного пения, солистка «Петербург-концерта» впервые выступила на норвежском фестивале «Северное сияние» в Тромсё. О том, почему норвежцы так любят русскую культуру, она рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ.

Соло на норвежском севере | ОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ/Предоставлено пресс-службой Филармонии

ОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ/Предоставлено пресс-службой Филармонии

– Как норвежская публика встретила певицу из Петербурга?

– Реагировали очень живо, аплодировали активно, долго не отпускали. Поэтому и петь было легко – чувствовалась отдача зала.


– Впечатлил вас город за Полярным кругом?

– Город поразил горными пейзажами вокруг, компактностью и умиротворенностью. Северного сияния мне, к сожалению, не довелось увидеть, но я посмотрела о нем фильм в великолепном музее «Полария». Там меня позабавили также подводные игры тюленей в большом аквариуме.


– У норвежцев большой интерес к русской культуре. Как вы считаете, откуда?

– Дружбе наших стран уже 110 лет. Именно тогда Россия первой признала независимость Норвегии. К тому же мы соседи и «нам чиниться нечего», мы неоднократно оказывали друг другу помощь и поддержку. Норвежцы любят и знают Достоевского и Рахманинова, уважают и высоко ценят традиции и высокий исполнительский уровень наших главных музыкальных театров – Большого и Мариинского, оперные и балетные труппы которых выступали в Тромсё.


– Совсем недавно вы представили премьеру уникальной программы и в петербургском Малом зале Филармонии. Она состояла из песен и романсов Рахманинова, Рихарда Штрауса, Шенберга, Шумана, Брамса и Римского-Корсакова. Как вы составляете свои программы?

– Как правило, сама становлюсь автором сценария моих сольных концертов, и этот не стал исключением. Его идея возникла еще два года назад. Когда же пришло время утвердить ее в «последнем чтении», добавились Шуман и Брамс, а Шенберг, Р. Штраус и Римский-Корсаков оказались к тому же юбилярами.


– Вы любопытно выстроили ту часть программы, где буквально сплели друг с другом сочинения Рахманинова и Штрауса, кажущихся на первый взгляд не близкими по духу. Но благодаря вам в их музыке можно было услышать очень родственные стилистические параллели.

– В процессе работы над программой мы с пианистом Станиславом Соловьевым заметили очень много общего и в тематике (главным образом, теме любви), и в мелодике, и в настроении, и даже в названиях песен, таких как «Ночь», «Утро», «Я жду тебя», «Тайный призыв» и так далее. Они как будто дополняли друг друга, создавая своеобразное единое эмоциональное целое. Эти композиторы жили и творили в одну эпоху, Штраус был старше Рахманинова на девять лет, при этом пережил его на шесть лет.


– Сначала в вашей жизни было больше оперы...

...– и меньше камерной музыки. Но постепенно наращивался репертуар. Я освоила законы жанра сольного концерта, программу которого нужно выстраивать так, чтобы интерес слушателей не ослабевал от начала до конца. Искусство камерного пения утонченно, сложно, требует доведения деталей стиля до совершенства. Певец оказывается один на один с публикой, нет возможности спрятаться за грим, костюмы или партнеров. Но в этом жанре есть большая свобода выбора, когда певец – сам себе и режиссер, и исполнитель.


– В вашем репертуаре есть готовые партии опер, идущих в Мариинском театре, – Кармен в «Кармен» Бизе, Композитор в «Ариадне на Наксосе» Штрауса, Никлаус в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. Почему вы не выступаете на сцене, где еще недавно блистали?

– Мариинский театр – сложный организм, выработавший свою стратегию как в отношении репертуара, так и в отношении певцов. Он живет по довольно жестким законам, которые не всем подходят. Для меня главное – развитие и творческий рост. Я бережно отношусь к своему времени, и мне не все равно, что петь. А спектакль – это по сути товар. Отсюда – постоянные эксперименты с режиссерами, постановками, приглашенными исполнителями. Чтобы я вернулась на сцену Мариинки, должно произойти чудо. Но я верю в чудеса!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5392) от 05.02.2015.


Комментарии