Соло на норвежском севере

Галина СИДОРЕНКО, мастерица камерного и оперного пения, солистка «Петербург-концерта» впервые выступила на норвежском фестивале «Северное сияние» в Тромсё. О том, почему норвежцы так любят русскую культуру, она рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ.

Соло на норвежском севере | ОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ/Предоставлено пресс-службой Филармонии

ОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ/Предоставлено пресс-службой Филармонии

– Как норвежская публика встретила певицу из Петербурга?

– Реагировали очень живо, аплодировали активно, долго не отпускали. Поэтому и петь было легко – чувствовалась отдача зала.


– Впечатлил вас город за Полярным кругом?

– Город поразил горными пейзажами вокруг, компактностью и умиротворенностью. Северного сияния мне, к сожалению, не довелось увидеть, но я посмотрела о нем фильм в великолепном музее «Полария». Там меня позабавили также подводные игры тюленей в большом аквариуме.


– У норвежцев большой интерес к русской культуре. Как вы считаете, откуда?

– Дружбе наших стран уже 110 лет. Именно тогда Россия первой признала независимость Норвегии. К тому же мы соседи и «нам чиниться нечего», мы неоднократно оказывали друг другу помощь и поддержку. Норвежцы любят и знают Достоевского и Рахманинова, уважают и высоко ценят традиции и высокий исполнительский уровень наших главных музыкальных театров – Большого и Мариинского, оперные и балетные труппы которых выступали в Тромсё.


– Совсем недавно вы представили премьеру уникальной программы и в петербургском Малом зале Филармонии. Она состояла из песен и романсов Рахманинова, Рихарда Штрауса, Шенберга, Шумана, Брамса и Римского-Корсакова. Как вы составляете свои программы?

– Как правило, сама становлюсь автором сценария моих сольных концертов, и этот не стал исключением. Его идея возникла еще два года назад. Когда же пришло время утвердить ее в «последнем чтении», добавились Шуман и Брамс, а Шенберг, Р. Штраус и Римский-Корсаков оказались к тому же юбилярами.


– Вы любопытно выстроили ту часть программы, где буквально сплели друг с другом сочинения Рахманинова и Штрауса, кажущихся на первый взгляд не близкими по духу. Но благодаря вам в их музыке можно было услышать очень родственные стилистические параллели.

– В процессе работы над программой мы с пианистом Станиславом Соловьевым заметили очень много общего и в тематике (главным образом, теме любви), и в мелодике, и в настроении, и даже в названиях песен, таких как «Ночь», «Утро», «Я жду тебя», «Тайный призыв» и так далее. Они как будто дополняли друг друга, создавая своеобразное единое эмоциональное целое. Эти композиторы жили и творили в одну эпоху, Штраус был старше Рахманинова на девять лет, при этом пережил его на шесть лет.


– Сначала в вашей жизни было больше оперы...

...– и меньше камерной музыки. Но постепенно наращивался репертуар. Я освоила законы жанра сольного концерта, программу которого нужно выстраивать так, чтобы интерес слушателей не ослабевал от начала до конца. Искусство камерного пения утонченно, сложно, требует доведения деталей стиля до совершенства. Певец оказывается один на один с публикой, нет возможности спрятаться за грим, костюмы или партнеров. Но в этом жанре есть большая свобода выбора, когда певец – сам себе и режиссер, и исполнитель.


– В вашем репертуаре есть готовые партии опер, идущих в Мариинском театре, – Кармен в «Кармен» Бизе, Композитор в «Ариадне на Наксосе» Штрауса, Никлаус в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. Почему вы не выступаете на сцене, где еще недавно блистали?

– Мариинский театр – сложный организм, выработавший свою стратегию как в отношении репертуара, так и в отношении певцов. Он живет по довольно жестким законам, которые не всем подходят. Для меня главное – развитие и творческий рост. Я бережно отношусь к своему времени, и мне не все равно, что петь. А спектакль – это по сути товар. Отсюда – постоянные эксперименты с режиссерами, постановками, приглашенными исполнителями. Чтобы я вернулась на сцену Мариинки, должно произойти чудо. Но я верю в чудеса!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5392) от 05.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?