Сохранение наследия: как конструкторы спасают уникальные памятники архитектуры Петербурга

Конструктивные особенности объектов культурного наследия, возводившихся в период c начала XVIII до середины XX века, сильно отличаются от современных, но это не всегда понятно человеку, идущему по улице и воспринимающему только внешний облик здания.

Сохранение наследия: как конструкторы спасают уникальные памятники архитектуры Петербурга | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Наш разговор с Артемом Чирковым, начальником отдела технологий работ на историко-культурных территориях, начался со… слонов. Артем Евгеньевич рассказал, что несколько лет назад в отдел на согласование поступил проект реставрации и приспособления помещений в здании Цирка Г. Чинизелли. В числе помещений был слоновник. В проекте была предусмотрена полная замена балок, которые не являются предметами охраны, на новые. «Мы с проектировщиком долго обсуждали параметры нагрузок, — говорит Чирков. — В нормативах про слонов ничего не сказано. В итоге решили выбрать средний вариант около 500 кг на 1 кв. метр. Слоны не тянут на библиотеку, где норма 800 кг».

Это был редкий случай, но в практике Чиркова есть пример совсем экзотический, когда для сохранения предметов охраны пришлось вносить изменение в законы. На Каменноостровском проспекте, 66, находится памятник архитектуры «Богадельня и школа Фирса Садовникова и Саввы Герасимова». Долгое время там находился туберкулезный диспансер со стационаром, поэтому было принято решение поменять все перекрытия и внутреннюю отделку. Но во время проектирования для приспособления под учебное заведение появилась норма — общественные здания должны быть рассчитаны на прогрессирующее обрушение. То есть стены не должны складываться как карточный домик, если разрушатся внутренние конструкции. Проектировщики стали переделывать проект, и выяснилось, что придется с помощью железобетонных поясов сильно исказить вид стен — предметов охраны. Тогда ­КГИОП вместе с группой проектных организаций обратился в Министерство культуры с просьбой сделать исключение для памятников. И необходимая поправка в нормы была внесена.

С железобетоном связана еще одна интересная история. Екатерининский храм на Кадетской линии, 27, хорошо известен своим Ангелом, держащим крест, это один из символов Петербурга. В 2017 году Ангел при большом стечении публики был возвращен на свое место на куполе. Дальше началась работа, незаметная постороннему глазу. Как поясняет Чирков, весь огромный внутренний объем храма был перегорожен железобетонными конструкциями для находившегося там производства. Надо было их удалить, не повредив стены здания. Проектировщики вместе с конструкторами КГИОП разработали схему разрезания железобетонных перекрытий небольшими «квадратиками» с помощью мощной тросовой пилы. А затем вырезали стальные колонны и балки, которые опирались на капитальные стены. Освобожденный интерьер храма впечатлил даже опытных экспертов, много повидавших на своем веку.

Конструкторы КГИОП принимали также участие в проектировании уникальной передвижки исторического здания Императорского воспитательного дома на Черной речке. После долгих обсуждений было принято решение подвести под здание железобетонную плиту и двигать дом с помощью специальных тележек — металлические трубы с бетоном внутри, которые вращались с помощью подшипников. Видео с передвижением этого дома Чирков хранит на память.

Отдельные истории — выравнивание стен, которые сильно отклонились от вертикали и грозят обрушиться. Так было с домом Монферрана на набережной Мойки, 96 – 98. Там одна фасадная стена стала клониться к реке, причем осмотр показал, что это старая проблема: были обнаружены стяжки советского времени. Сначала поставили контрфорсы, а затем пришлось «сажать» стену на сваи с металлическим сердечником, которые опираются на прочные грунты.

К слову, Чирков вспомнил историю десятилетней давности, когда только начиналась реставрация Консерватории. Тогдашний проектировщик принес проект, из которого следовало, что здание прочно стоит на непонятно откуда появившейся мощной монолитной скале, а не на характерных для Петербурга супеси и суглинке. Проект отклонили, новый был разработан с учетом наших слабых грунтов.

С выравниванием конструкций связаны недавние работы по реставрации ограды Верхнего парка в ГМЗ «Петергоф». Поначалу проектировщик принес проект: все 154 кирпичных столба сильно отклонились от вертикали, необходимо их разбирать и воссоздавать заново. Конструкторы КГИОП были против. Необходимо делать все возможное, чтобы сохранять подлинники. В итоге было принято решение поднимать столбы домкратами и заливать в металлическую обойму новый фундамент. Затем металл был убран, столбы поставлены вертикально.

Чирков рассказал, как вместе с проектировщиками новых зданий искали способы не разрушать, а, наоборот, укрепить дом Чубакова на 11‑й линии, 68, и дом Рейхеля на 8‑й линии, 85, которые пострадали от соседнего строительства. Как конструкторы КГИОП настояли, чтобы после разборки дома Бремме на 12‑й линии, 41, и при последующем воссоздании были использованы подлинные крепкие бревна. Их всего треть от общего количества, и невозможно вернуть бревна на прежние места. Но из них были собраны отдельные «узлы», которые нашли применение в воссозданном доме.

Спрашиваю своего собеседника, сколько лет он работает в КГИОП. «Четырнадцать. Я окончил Военный инженерно-технический университет с дипломом инженера-строителя. Пришел в КГИОП посмотреть, что тут происходит, поработать, набраться опыта. Думал, поработаю годик, а потом меня затянуло. Люблю наш город и считаю, что мы его сохраняем. Гуляешь по Петербургу и видишь здания, с которыми мы работали», — отвечает Артем Чирков.

Сейчас у него на столе проектные предложения по приспособлению здания бывшего кинотеатра «Рекорд» для Мариинского театра-4. Сохраняя исторические стены, необходимо создать два подземных этажа и надстроить часть здания для сценической коробки. Предстоит совместная работа с проектировщиками. А там и Конюшенное ведомство подоспеет со всеми своими многочисленными проблемами.

Читайте также: 

В Петербурге открыта выставка «Города и веси. Пейзажи России в творчестве современных петербургских художников»

На дружеской ноге. В Зоологическом музее РАН работает необычная выставка «Сны о мамонтах»



#архитектура #наследие #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7988) от 09.09.2025 под заголовком «Как удержать слонов и вынести железобетон».


Комментарии