Смотрители за картинами. О реставрационных работах на практике и в теории

Накануне Дня реставратора, который отмечался 1 июля, Русский музей провел пресс-тур по реставрационным мастерским и организовал «круглый стол» с участием представителей крупнейших музеев Петербурга.

Смотрители за картинами. О реставрационных работах на практике и в теории | ФОТО Motoki Tonn on Unsplash

ФОТО Motoki Tonn on Unsplash

Первая остановка пресс-тура — отдел реставрации станковой масляной живописи. Марат Дашкин, заведующий отделом, и Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории, показывают, как идет работа с картиной Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро» (1834), которая в апреле покинула постоянную экспозицию в Михайловском дворце. Полотно еще до передачи в 1897 году из Академии художеств в Русский музей подвергалось серьезным реставрационным вмешательствам. С тех пор состарились как материалы, использованные автором, так и привнесенные. Картина снята с подрамника, выполнены исследования грунта, красочного слоя и многочисленных лаковых покрытий. С тыльной стороны удален поздний дублировочный холст — он еще до поступления в музей был подклеен для проч­ности. Со временем клей пересох и ­дублировочный холст стал отставать от авторского.

Теперь этот холст удален, а авторский очищен от остатков старого клея и загрязнений. Впереди консервация — укрепление красочного слоя и авторского холста раствором осетрового клея с медом. Затем — подклейка к тыльной стороне нового ­дублировочного холста и крепление картины на подрамник. И только тогда начнется то, что называется «живописная реставрация», — будут удалены многочисленные слои пожелтевших лаковых покрытий и поздние поновления, скрывающие авторский колорит. Времени у реставраторов сравнительно немного.

Как сообщила Ольга Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по хранению, в ноябре будущего года планируется большая выставка Брюллова по случаю 225‑летия со дня рождения художника, и «Смерть Инессы де Кастро» станет одним из ее главных экспонатов.

Далее заглядываем в отдел реставрации живописи смешанных техник. Евгения Щукина, заведующая отделом, показывает «Семейный альбом Чичериных» XIX века, поступивший в музей в 2004 году от академика Дмитрия Лихачева. Ольга Чичерина была бабушкой Пушкина. В альбоме нет его автографов, но есть несколько стихотворных строк, записанных по‑французски Сергеем Пушкиным, отцом поэта. Их адресат остается неизвестным.

Впрочем, реставраторов больше беспокоит состояние хрупкой бумаги, а также рисунков и текстов, выполненных чернилами, акварелью, гуашью и карандашом. Каждый лист требует индивидуальной программы реставрации.

Следующая остановка — отдел реставрации картинных рам. Дмит­рий Кичко, заведующий отделом, показывает резную с картушем раму от картины 1840‑х Алексея Тыранова «Портрет Елизаветы Ковригиной». Рама украшена растительной и орнаментальной резьбой, имеет глянцевое и матовое золочение. Предстоит сложная работа по укреплению декора. Но изысканный парадный портрет молодой дамы в белом атласном платье того стоит.

Финальный пункт — отдел реставрации художественных изделий из металла. Дмитрий Красильников, заведующий отделом, демонстрирует каминные часы первой половины XIX века. Они помещены в футляр с круглым циферблатом, который «охраняет» девушка в античном наряде, играющая на арфе. Реставраторам пришлось основательно потрудиться над очисткой железных и бронзовых деталей как механизма, так и декора. Часы предназначены для интерьеров Строгановского дворца. Другие каминные часы, украшенные бронзовыми фигурами лебедя и змеи, а также орнаментом из пальмовых листьев, имели похожие болезни. Реставраторы вылечили от них механизм и декор.

Из услышанного на «круглом столе» выделю несколько выступлений. Виктор Коробов, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, напомнил, что первым российским музейным реставратором был «смотритель за картинами» Лукас Конрад Пфандцельт, приглашенный Екатериной II заботиться о сохранности ее коллекции. Говоря о наших днях, Коробов отметил, что благодаря появлению Реставрационно-хранительского центра в Старой Деревне появилась возможность развернуть новое оборудование, например, большую вакуумную установку для дублирования холстов. Также постепенно музейные специалисты раскатывают с валов, реставрируют и показывают крупноформатные картины. За двадцать лет отреставрированы два десятка полотен. На выставке «Вигилиус Эриксен — портретист императрицы» в прошлом году были представлены три примера этой работы: «Портрет Екатерины Великой в коронационном ­платье», «Портрет Григория Григорьевича Орлова в римском костюме» и «Портрет Алексея Григорьевича Орлова в турецком костюме».

По словам Натальи Кудрявцевой, заместителя директора ГМЗ «Царское Село», в Петербурге сложился хороший рынок реставрационных услуг и в большинстве своем работа таких компаний музей устраивает. Но для воссоздания лаковых панно в Китайском зале Екатерининского дворца потребовалось привлечь китайских мастеров, которые сохранили традиционное ремесло XVIII века. Тогда были созданы оригинальные панно, погибшие в годы Великой Отечественной войны. «Царское Село» получило пробные образцы из Китая, и музей заключил договор на весь комплекс работ. Изготовление панно займет три года.

Участникам «круглого стола» был задан модный вопрос о том, сможет ли искусственный интеллект со временем заменить реставратора. По мнению Виктора Коробова, это маловероятно. Другое дело, что современная реставрация, например удаление поздних записей, невозможна без проведения предварительных исследований с помощью новейшего аналитического оборудования, которое позволяет заглянуть внутрь картины. Ольга Бабина, уверена, что реставрация икон потребует и впредь тончайшей ручной работы. По словам Натальи Кудрявцевой, некоторые реставрационные приемы навсегда ушли в прошлое. «Огневое золочение» с испарением ртути невозможно применять даже на открытом воздухе, это опасно для здоровья людей. А вот использование станков при реставрации художественной резьбы по дереву является предметом для профессиональных дискуссий. Машинная работа отличается от ручной. И лучше их не совмещать в одном интерьере, особенно если ручная работа подлинная, считает специалист.

В ТЕМУ 

В Большом зале Академической капеллы были названы новые обладатели почетного звания «Заслуженный реставратор Санкт‑Петербурга». Лауреатами стали: Васил Ангелов, часовой мастер из ГМЗ «Павловск»; позолотчик Александр Мацишин; архитекторы-реставраторы Светлана Никонова, Лариса Одинцова, а также руководители реставрационных компаний Роман Бородин, Дмитрий Воробьев, Ирина Морозова, Александр Швайко.

Благодарности губернатора Петербурга получили юбиляры 2023 года. Художник-реставратор монументальной живописи Владимир Николаев, отмечающий 95‑летие, трудился на многих значимых объектах от Иса­акиевского собора до Кремлевского дворца. Реставратор музыкальных инструментов Владимир Якименко работает в Музее музыки в Шереметевском дворце и в свои 85 возвращает голос старинным скрипкам, обучает молодое поколение реставраторов. Николаю Матюшкину исполнилось 70 лет, он руководит реставрационной компанией, которая работает в музеях-заповедниках, занимается памятниками Кронштадта и другими объектами.

#реставрация #Русский музей #реставраторы #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (7449) от 04.07.2023 под заголовком «Смотрители за картинами ».


Комментарии