Смотреть в разные стороны
Серую афишу февраля неожиданно пронзил луч света - дебютный сольный концерт баса Аскара Абдразакова в Большом зале Филармонии 9-го числа. В его программе - вокальные портреты Дон Кихота, написанные французскими композиторами, а также фрагменты из мюзиклов Коула Портера. Еще одним дебютантом, на сей раз в российских масштабах, будет французский дирижер Пьер Валле, который встанет за пульт Санкт-Петербургского симфонического оркестра. Аскар АБДРАЗАКОВ, солист Мариинского театра, рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, как выглядит Дон Кихот в музыке.
ФОТО предоставлено организаторами концерта
- Ваш концерт неожиданно соединяет тему песен Дон Кихота и мюзиклов Коула Портера. Как возникло такое сочетание?
- Мне нравится творчество итальянского баса Чезаре Сьепи, который едва ли не единственный из оперных певцов своего времени записал пластинку с номерами из мюзиклов Коула Портера. Мне стало очень интересно попробовать свои силы в мюзикле, к тому же в России они не исполнялись. Возникла идея веселого, праздничного концерта. А желание исполнить партии Дон Кихотов, написанные разными композиторами, появилось после того, как я делал программу «Дьяволиада», посвященную разным Мефистофелям. Тяжеловатый был концерт, в него входил также цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Захотелось чего-то светлого и романтичного. Так возник Дон Кихот - песни Ибера, Равеля и фрагменты из одноименной оперы Массне. Сам Федор Иванович Шаляпин просил Массне и Ибера сочинить для него оперу по роману Сервантеса. Ибер успел написать только четыре песни Дон Кихота, а Массне - большую оперу.
- Главную партию в «Дон Кихоте» Массне вы уже неоднократно исполняли в Мариинском театре. Насколько близок вам этот образ?
- Это уникальная басовая партия. Для меня Дон Кихот - это личность, самообладание которой дает ощущение превосходства. Опера Массне затрагивает очень тонкие струны души, в особенности великолепно написанная заключительная сцена смерти, которую я исполню в этом концерте. Помню, что во время репетиций спектакля в Мариинском театре большая сложность состояла в том, чтобы усмирить свои молодецкие порывы, чтобы сыграть человека далеко не молодого. Здесь и взмах руки, и даже движение пальцев играют большую роль. Не говоря о том, как весомо надо пропевать слова. В каждом слове должна чувствоваться влюбленность героя. Мне очень помог режиссер Яннис Коккос - настолько открытого и скромного человека, тем более режиссера, я не встречал. Он не навязывал свое мнение, а исходил из возможностей певца, которому давал лепить образ, лишь деликатно направляя. Он все время напоминал, что, вопреки желанию исполнителя казаться победителем, показать себя как можно ярче, нельзя забывать, что руки этого человека могут поднять только книгу и больше ничего. Дон Кихотом движет любовь к юной Дульсинее - любовь, которая помогает ему сразить даже лесных разбойников.
- Оркестром будет дирижировать Пьер Валле - имя совсем не известное российским меломанам.
- Я познакомился с ним в Вильнюсе, где пел короля Филиппа в «Дон Карлосе» Верди. На мое предложение выступить в Петербурге он ответил с большим энтузиазмом, потому что никогда не был в России, а побывать здесь мечтал. Мне было важно пригласить к участию в такой программе именно французского дирижера, знающего стиль, нюансы. Пьер Валле - замечательный, тонкий музыкант.
- Вы давно работаете в Петербурге, тем удивительнее, что этот концерт в Филармонии будет для вас дебютным.
- Объективности ради скажу, что в начале 1990-х у меня был первый концерт в Академической капелле. Я тогда учился у Ирины Константиновны Архиповой, которая пригласила меня принять участие в своем концерте в Петербурге. Так получилось, что накануне концерта она заболела и мне пришлось срочно учить новые произведения, чтобы выручить ее концерт. Партию органа тогда исполнял выдающийся музыкант Олег Янченко. Помню свое волнение в тот вечер, к тому же это был мой первый концерт в сопровождении органа. Именно тогда я почувствовал вибрацию этого города, который не зря называют культурной столицей. Для меня Петербург - культурная столица мира: более красивого города в мире я не встречал. Петербург хорош тем, что за каждым зданием в нем своя большая история.
- На вашей гастрольной карте концерты в основном в России?
- Не только, просто я не все афиширую. Есть и европейские ангажементы. Европа - это, безусловно, приятно, но хочется чего-то нового. Для меня этим новым была, например, Австралия, Катар, куда меня пригласил король. В Австралии я записывал Реквием Верди, которым дирижировал Олег Каэтани, ученик Ильи Мусина. Признаюсь, что профессия открывает новые земли, позволяет много увидеть и узнать, обрести новых друзей. Однажды в кругу друзей мы вместе с моей женой Натальей, которая по образованию режиссер и очень мне помогает, придумали программу «Гримерка». С недавних пор я веду ее на радио «Орфей». Когда мы начинали, было тяжеловато, я сильно уставал, потому что разговорить человека - это искусство, а когда такой практики нет, приходится сложно. И это тоже путь к познанию человека, о котором много узнаешь, готовясь к программам. Иногда со мной начинают делиться сокровенными вещами.
Работа на радио - это мое хобби. Сегодня артисту нужно уметь смотреть в разные стороны. Если раньше месяцами ходили и размышляли над ролью, то сегодня все не так, нужно быть во всеоружии, уметь вести переписку, быть ведущим, уметь много чего другого. Хотя оперная сцена для меня остается главной.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5884) от 07.02.2017.
Комментарии