Смерть Папагено

Солист Мариинского театра бас-баритон Эдуард Цанга скоропостижно скончался на 38-м году жизни.

Смерть Папагено |

Эту новость многие его друзья и знакомые поначалу не могли принять за правду. Ничто, казалось бы, не предвещало столь раннего ухода артиста. Хотя уменьшение возраста смерти становится, кажется, все привычнее. Выдерживать «капитализацию жизни» - постоянные гонки за временем, заработком, удачей становится все тяжелее. Никто никому не предлагал курсов по выживанию, по снятию стрессов, более легких заработков - человек обо всем должен как-то заботиться сам.

Молодой солист оперного театра понимал, что этому званию надо соответствовать: приходить на уроки, учить новые партии, посещать репетиции, выходить на премьерные и рядовые спектакли, летать на гастроли. А графики в Мариинском театре в последние годы превратились в графики на выживание сильнейших. При этом есть еще и важная роль семьянина. На многочисленных фотографиях с сыном Валентином, которые можно было видеть в социальных сетях, они выглядели самыми счастливыми отцом и сыном на свете.

Упоение жизнью било через край и на всех фотографиях певца в сценических образах, по которым можно смело составлять альбом богатейшей мимики. Он не боялся смотреться в кривые зеркала, не боялся самоиронии, любил веселить, в чем виделось что-то моцартовское. В своих комических воплощениях он не раз напоминал лучших артистов советского кино.

Эдик был азартным и в жизни, и на сцене. Если он выходил в спектакле, зрительский успех был гарантирован. Родившийся в Сыктывкаре, учившийся в Нижегородской консерватории, Цанга покорил художественного руководителя Академии молодых певцов Мариинского театра с первого раза, приехав в Петербург на рубеже тысячелетий. Его, красавца, сразу прозвали там местным Элвисом Пресли. Бархатистый голос Цанги запомнился с первых же концертов академии, пленяя своей красотой, объемом, чувственностью, теплотой и богатой белькантовой природой. Не случайно партии в операх Моцарта стали его коньками. И Фигаро, и Дон Жуан, и особенно простодушный птицелов Папагено в «Волшебной флейте» оказывались главными «светильниками» спектаклей.

Последнего в нем раскрыл французский режиссер Ален Маратра, поставивший интерактивный спектакль в Концертном зале Мариинки. Папагено там разве по потолку не ходил, и Эдуард чувствовал себя в этой роли как рыба в воде, болтая с залом «за жизнь», расцеловывая по пути тетенек разных возрастов. А до Папагено Ален Маратра ставил феерическое «Путешествие в Реймс» Россини - спектакль-сенсацию, спектакль-прорыв, небывало зрелищный. Эдуарду выпала партия элегантного британца лорда Сиднея, который впервые выходил в нем в элегантном дуэте с флейтой, пытаясь робко объясниться в любви одной из героинь. А какой голливудский злодей Леандр был сделан Эдиком в «Любви к трем апельсинам» Прокофьева, также поставленном Аленом Маратра! Какой уморительный получился у него Начальник газетной экспедиции в «Носе» Шостаковича, поставленном Юрием Александровым!

Но и другой эмоциональный полюс удавался Эдуарду не хуже. Он был эмоционально и пластически гибок, как истинный лицедей, а потому его репертуар поражал универсализмом, где было место и Моцарту, и Доницетти, и Мусоргскому, и Вагнеру, и Берлиозу, и Штраусу... За первую декаду января Цанга успел выйти и в Фигаро, и в травестийной партии Атаманши в «Истории Кая и Герды» Баневича, и в фирменной роли Атамана Платова в «Левше» Щедрина, которым дирижировал маэстро Валерий Гергиев, воспринявший потерю этого певца как личную утрату. Потому что Эдуард Цанга составил пусть небольшую, но свою эпоху в истории Мариинского театра. В последнее время он готовил одну из партий для февральской премьеры «Саломеи» Рихарда Штрауса.

Эдуард так рвался жить, что не смог усидеть в больнице, куда его накануне отправили на «скорой» из театра. От госпитализации артист отказался. Во время второго визита «скорой» в момент проведения реанимационных процедур он скончался...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5868) от 16.01.2017.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.