Служенье муз не терпит двоеженства

В музее Академии художеств открылась выставка ленинградского и петербургского художника Ивана Годлевского (1908 – 1998), которого называют последним русским импрессионистом.

Служенье муз не терпит двоеженства | Иван Годлевский. «Верочка».Предоставлено Музеем Академии художеств

Иван Годлевский. «Верочка».Предоставлено Музеем Академии художеств

Необычна его биография, в которой отразились противоречия и конфликты бурного ХХ века. Мальчик из бедной крестьянской семьи, беспризорник, детдомовец, студент Академии художеств, любимый ученик Александра Осьмеркина, одного из лидеров «Бубнового валета», Годлевский должен был защищать диплом летом 1941 года. Фронтовик «от звонка до звонка», он демобилизуется во Львове в 1945-м, быстро становится лидером местного союза художников.

Но в 1948-м бросает все, в том числе невыполненные заказы, за которые получены авансы, и возвращается в Ленинград, чтобы получить академический диплом. Осьмеркина уже нет в академии, за год до этого его уволили за «формализм». Годлевский защищает диплом на следующий год у Виктора Орешникова картиной «Никита Хрущев среди гуцулов», этот персонаж сыграет важную роль в жизни художника. Лидерские качества Годлевского быстро делают его ведущим преподавателем живописи в Мухинском училище, председателем секции живописи в Союзе художников Ленинграда.

Но Годлевский получает свою порцию публичной травли за «формализм» в газетах и на партсобраниях художников. В 1955 году он бросает все посты. Николай Кононихин, исследователь творчества Годлевского, изучил семейные архивы, в которых нашел черновик письма к всесильному Фролу Козлову, где художник позволяет себе поучать партийного вождя.

Наступившая хрущевская оттепель спасает художника от «оргвыводов». В 1961 году открывается его первая персональная выставка. В книге отзывов остались записи: «Куда смотрит Академия художеств и милиция?», и рядом: «Выставка понравилась. Благодарю за яркие оригинальные аккорды красок. Сотрудник Ленинского райотдела милиции Полбенников».

Успех в Ленинграде (Годлевского сравнивают с Матиссом, Марке, Сарьяном) такой, что художнику предложили показать выставку еще в 12 городах СССР. Но тур закончился на первой же остановке во Львове. После разгрома Хрущевым выставки абстракцистов в московском «Манеже» продолжать показ стало невозможно.

Нынешняя выставка представляет около 50 картин Годлевского, созданных в разные годы. Замечательны пейзажи «Нева» и «Облака над Невой», где точно найденный синий цвет воды передает впечатление художника от города, как и положено импрессионисту. В «Красной пристани» цвет придает динамику статичному сюжету: белый катер находится у причала, но вот-вот отправится в путешествие. Напротив, субтропический пейзаж «На мысе Пицунда» выдержан в спокойных голубых и бледно-фиолетовых тонах.

Среди нескольких портретов выделяются два. «Верочка» – трогательный портрет Веры Любимовой, жены, соратника, врача, многолетнего помощника Годлевского, напоминает работы раннего Пикассо. «Автопортрет» с пристальным требовательным взглядом – Осьмеркина. В архиве художника Кононихин нашел такую запись: «Нужна невероятная сила воли, чтобы пренебречь деньгами, которые валяются под ногами, и отдаться бескорыстному служению искусству. Совмещать одно и другое невозможно. Искусство слишком ревниво и двоеженства не прощает».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5563) от 12.10.2015.


Комментарии