Главная городская газета

Служенье муз не терпит двоеженства

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью

«Музыка войны и победы» прозвучит над Петропавловской крепостью

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18.00 в Петербурге состоится традиционная музыкальная акция. Читать полностью

В Петербурге выступит «Сумасшедшая королева барокко»

Единственный концерт немецкой дивы сопрано в Северной столице состоится в Георгиевском зале Михайловского замка. Читать полностью

Не стало Станислава Говорухина

Российский и советский режиссер Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха» после продолжительной болезни в возрасте 82 лет. Читать полностью
Служенье муз не терпит двоеженства | Иван Годлевский. «Верочка».Предоставлено Музеем Академии художеств

Иван Годлевский. «Верочка».Предоставлено Музеем Академии художеств

В музее Академии художеств открылась выставка ленинградского и петербургского художника Ивана Годлевского (1908 – 1998), которого называют последним русским импрессионистом.

Необычна его биография, в которой отразились противоречия и конфликты бурного ХХ века. Мальчик из бедной крестьянской семьи, беспризорник, детдомовец, студент Академии художеств, любимый ученик Александра Осьмеркина, одного из лидеров «Бубнового валета», Годлевский должен был защищать диплом летом 1941 года. Фронтовик «от звонка до звонка», он демобилизуется во Львове в 1945-м, быстро становится лидером местного союза художников.

Но в 1948-м бросает все, в том числе невыполненные заказы, за которые получены авансы, и возвращается в Ленинград, чтобы получить академический диплом. Осьмеркина уже нет в академии, за год до этого его уволили за «формализм». Годлевский защищает диплом на следующий год у Виктора Орешникова картиной «Никита Хрущев среди гуцулов», этот персонаж сыграет важную роль в жизни художника. Лидерские качества Годлевского быстро делают его ведущим преподавателем живописи в Мухинском училище, председателем секции живописи в Союзе художников Ленинграда.

Но Годлевский получает свою порцию публичной травли за «формализм» в газетах и на партсобраниях художников. В 1955 году он бросает все посты. Николай Кононихин, исследователь творчества Годлевского, изучил семейные архивы, в которых нашел черновик письма к всесильному Фролу Козлову, где художник позволяет себе поучать партийного вождя.

Наступившая хрущевская оттепель спасает художника от «оргвыводов». В 1961 году открывается его первая персональная выставка. В книге отзывов остались записи: «Куда смотрит Академия художеств и милиция?», и рядом: «Выставка понравилась. Благодарю за яркие оригинальные аккорды красок. Сотрудник Ленинского райотдела милиции Полбенников».

Успех в Ленинграде (Годлевского сравнивают с Матиссом, Марке, Сарьяном) такой, что художнику предложили показать выставку еще в 12 городах СССР. Но тур закончился на первой же остановке во Львове. После разгрома Хрущевым выставки абстракцистов в московском «Манеже» продолжать показ стало невозможно.

Нынешняя выставка представляет около 50 картин Годлевского, созданных в разные годы. Замечательны пейзажи «Нева» и «Облака над Невой», где точно найденный синий цвет воды передает впечатление художника от города, как и положено импрессионисту. В «Красной пристани» цвет придает динамику статичному сюжету: белый катер находится у причала, но вот-вот отправится в путешествие. Напротив, субтропический пейзаж «На мысе Пицунда» выдержан в спокойных голубых и бледно-фиолетовых тонах.

Среди нескольких портретов выделяются два. «Верочка» – трогательный портрет Веры Любимовой, жены, соратника, врача, многолетнего помощника Годлевского, напоминает работы раннего Пикассо. «Автопортрет» с пристальным требовательным взглядом – Осьмеркина. В архиве художника Кононихин нашел такую запись: «Нужна невероятная сила воли, чтобы пренебречь деньгами, которые валяются под ногами, и отдаться бескорыстному служению искусству. Совмещать одно и другое невозможно. Искусство слишком ревниво и двоеженства не прощает».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook