Слуга покорный

В чеховской комедии «Вишневый сад» старый лакей Фирс тоскует об ушедших временах, когда, по его разумению, очень хорошо было. «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего».

Слуга покорный | ФОТО  Asaf-Eliason/shutterstock.com

ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com

Федеральная газета проводит опрос читателей: существует ли в наше время классовая ненависть в отношениях «слуг» и «господ»? Результаты впечатляют: да — 92%, нет — 8%. Не спешите пугаться — в опросе приняли участие 25 человек, о чем честно проинформировали посетителей сайта сотрудники издания.

Задуматься, однако, есть о чем. Два слова, два явления, казалось, навсегда ушедшие из нашей жизни, возвращаются, хотя и в стыдливых кавычках. С «господами», которых попробовали вернуть в качестве обращения, явно не сложилось. Ну какие «господа» из государственных чиновников или депутатов... Слово чем дальше, тем больше приобретало ироническую окраску. Более жизнеспособным оказалось слово «хозяин» — владелец, собственник, лицо, пользующееся наемным трудом, частный наниматель.

Слово «слуга» в «Толково-энциклопедическом словаре» 2006 года идет с пометой «устаревшее» — «человек для личных услуг, выполнения поручений (при господах или в ресторане, гостинице и т. п.)». Авторы Академического словаря, изданного в 80-е годы прошлого века, более категоричны: «В дореволюционном быту и в капиталистических странах: человек для личных услуг, прислуживания в богатых домах, а также в гостиницах, ресторане и т. д.» Итак, «слуга» — слово устаревшее, имеющее отношение исключительно к дореволюционному, на худой конец — капиталистическому, быту, некий аналог «цирюльника» или «лекаря».

Жизнь и история, однако, делают удивительные кульбиты. Записанное в устаревшие, отмененное, как многим казалось, слово появилось вновь под личиной эвфемизма «домашний персонал». Что это такое? Кто это такие? Перечисляю в алфавитном порядке, как прочитала на сайте superjob.ru: воспитатель, горничная, гувернантка, домработница, няня, няня-воспитатель, помощник или помощница по хозяйству, садовник, семейный водитель, сиделка... Как интересно и просто: слуг нет, а домашний персонал есть, и чем дальше, тем больше востребован. И чем дальше, тем больше становится людей, предлагающих свои услуги именно в качестве личных услуг.

Этих людей можно понять. Няне-гувернантке или няне-воспитательнице (разница, как я поняла, определяется возрастом детей) готовы платить зарплату от 50 тысяч рублей в месяц. Высшее педагогическое образование — даже если речь идет о двухлетнем ребенке — обязательно. Но педагогу с таким же точно образованием и такой же квалификацией в школе, центре раннего развития, детском клубе и тому подобных государственных или общественных заведениях предлагают зарплату, начинающуюся с 12 тысяч и на верхнем пределе занятости и квалификации достигающую 45.

Конечно, положение «домашнего персонала» во многом зависит от культуры нанимателей, многие из которых, став хозяевами, господами стать не успели. Но самый дурной, взбалмошный и некультурный наниматель сегодня — государство. Какому человеку, ищущему учителя для своего ребенка, придет в голову потребовать от претендента расписать все занятия на год с точным указанием темы, содержания, видов деятельности и домашних заданий на девять месяцев вперед. А потом еще ходить и проверять действия учителя и учеников на соответствие безумному документу!

Однако с каждого педагога, работающего в государственном учреждении, так называемую «Рабочую программу» требуют в обязательном порядке. И регулярно проверяют, точно ли соответствует урок, обозначенный в этой программе, уроку, посещенному очередным проверяющим, записи в обычном и электронном журналах. Результат: уходят учителя, опытные, знающие, талантливые, в «домашний персонал» — становятся нянями, гувернантками, репетиторами.

Они становятся слугами в высоком переносном значении слова. Людьми, которые служат кому- или чему-либо, защищают чьи-либо интересы — детей, например, или своей науки. Как неожиданно все поворачивается: служа «лицам», сегодня проще служить «делу». Став «слугой», можно оказаться более свободным в исполнении своего дела и предназначения.

Выбирает наниматель, но ведь и персонал тоже выбирает, у кого, с кем и как работать, оговаривает подходящие для себя условия. С конкретным «лицом» договориться более реально, чем с безликой Системой, требующей беспрекословного выполнения своих, часто нелепых, требований. И приходит на ум устаревшая ироническая формула несогласия и отказа — «слуга покорный».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5344) от 20.11.2014.


Комментарии