Слово для словесников

По словам замминистра образования и науки Натальи Третьяк, в декабре завершится общественное обсуждение подготовленной рабочей группой при Госдуме РФ концепции преподавания русского и литературы в школах. И окончательный документ будет представлен на утверждение в январе 2016 года. Я переговорил со знакомыми словесниками и, к своему ужасу, понял, что они не только не участвовали в общественном обсуждении – они вообще узнали о существовании проекта от меня!

Слово для словесников | ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com

ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com

Русский, народный

Конечно, нет словесникам за это прощения, но скажу несколько слов в их оправдание.

Дело в том, что думский документ не единственный в своем роде. В 2013 году по инициативе президента РФ была создана Ассоциация учителей литературы и русского языка, которая подготовила свой вариант концепции. Кроме того, при Минобрнауки давно трудится рабочая экспертная группа, окучивая ту же самую тему. Вот некоторые уважаемые коллеги и заблудились и, чтобы ненароком не «обсудить» то, чего не нужно, устранились. Есть же такое понятие: «благо ничегонеделания».

Между тем концепцию обсуждают в ГД и РАН, в профессиональных кругах и, конечно, в Интернете.

Если в диспутах о литературе участвуют депутаты и члены правительства (а они участвуют) – уровень дискуссии понятен. Помню, как-то перед новогодними каникулами журналисты опросили 10 депутатов ГД об их планах на вакации. Девять ответили: «Отдохну пару дней с семьей, а потом сяду работать над очень важным законопроектом», – и дело не в том, правда это или нет, а в ответе десятого: «Прочитаю новую книгу Л. Улицкой». Один из десяти! Что полезного могут сказать по поводу русского языка и литературы те, кто сам не сильно много читает?

Некоторые депутаты вообще считают, что преподавание русского языка чересчур «литературоцентрично»: мол, упражнения взяты из классической литературы, языка которой дети уже не понимают, и, дескать, желательно бы приводить тексты попроще. А по мнению «гуманитарного» (поскольку социального) вице-премьера О. Голодец, плохое знание русского языка напрямую связано с тем, что мало мы слышим русских народных песен. Не знаю, какие именно песни имела в виду Ольга Юрьевна. Например, одна народная повествует о том, как «комарище» залез на «сучище», который подломился, и «разбился комарище», а когда «послали за попищем» (позвали к раненому насекомому священника), тот принес «четвертину». По моему скромному мнению, архаичное название большой бутыли с водкой не сильно расширяет знание школьником русского языка.

Что касается интернет-обсуждений, то нет уверенности, что даже дельный комментарий попадет к разработчикам. Ведь в Сети комментарии специалиста и случайного человека, написавшего «все менты – козлы», – в одном ряду.

Изменить ФГОС, изменить ЕГЭ

Концепция предлагает изменить федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) «в целях возвращения учебным предметам «Русский язык» и «Литература» статуса самостоятельных». Как говорят авторы, многие педагоги сетовали на «непродуманность, неподготовленность и нецелесообразность» введения объединяющего учебного предмета «Русский язык и литература» в старших классах.

Еще одно предложение: рассмотреть вопрос об изменении ЕГЭ. Предложено сделать экзамены по русскому и литературе двухуровневыми – «базовый» и «профильный» – вроде тех, что сейчас существуют в ЕГЭ по математике.

Интересный момент. Считается, что концепция разрабатывалась как нечто вторичное. Первичным был законопроект депутатов В. Никонова и И. Яровой, который вылился в введение единых учебников. Пока тот законопроект отложили, но, как мы теперь видим, тема единых учебников живет, и будет их как минимум два – единый «базовый» и единый «профильный». С литературой это разделение хоть как-то объяснить можно: теоретически, тот, кто планирует делать карьеру в технической сфере, книжек может читать и поменьше (мне эта позиция не близка). Но как быть со знанием родного языка? Что значит «базовый уровень»? Жизнь складывается причудливо: старшеклассник, мечтая стать техническим специалистом, будет учить русский язык и литературу «по базе», но потом жизнь, допустим, выведет его в управленцы – и мы получим менеджера толкового, но серого, как форменные штаны пожарного. Видели мы одного зама градоначальника «по культуре»: Вагановское училище он называл Ваганьковским.

Так что этот вопрос придется додумывать.


А «Бешеные деньги» лучше...

Отдельно в концепции рассмотрена необходимость что-то делать с программой по литературе. Многие школьники вне уроков книг не читают, а объем литературы только увеличивается.

Какие произведения включать в программу, а какие нет – вопрос до определенной степени вкусовой. В школьной программе, к примеру, есть «Гроза» Островского – не самая сильная его пьеса, но поскольку в советские времена очень уважали Добролюбова, сказавшего о главной героине: «Луч света в темном царстве», – то по инерции так и шло. И вот представьте себе: разработчик новой программы предлагает начальству вместо «Грозы» внести, скажем, «Бешеные деньги». И как он объяснит свой выбор чиновнику, который только про «Грозу» и знает? Можно, конечно, заявить начальству, что Катерина «не наш человек»: до замужества «жила как хотела», а оказавшись в семье, приверженной традиционным ценностям, стала «задыхаться» и, как только муж уехал в командировку, учинила адюльтер, а потом и вовсе суицид. Но кому захочется таких сложностей? Так что снова поставят в программу «Грозу», потому как «тепло, и сыро, и безопасно».

Поскольку концепция разрабатывалась думцами, без политики обойтись не могли. Посему указано, что, во-первых, «русский язык является инструментом укрепления геополитического влияния Российской Федерации», а во-вторых, это инструмент т. н. «мягкой силы», с помощью которой мы всех победим. Кроме того, в тексте документа много ритуальных призывов делать все хорошее против всего плохого.

Но в целом эти недостатки не делают концепцию вовсе пустой и бесполезной. В документе, к примеру, хорошо прописаны проблемы гуманитарного образования. И если бы спросили мое мнение о целесообразности подобных концепций, я бы голосовал «за» обеими руками: должен быть как-то сформулирован общественный запрос и государственные требования к образованию.

Потому с документом все же следует ознакомиться, и не только коллегам-словесникам, узнавшим о концепции от меня. Документ выложен в Сети и доступен для скачивания.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5612) от 23.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...