Слова и звуки блокадного города. Участники лаборатории «Прожито/Нарисовано» продолжают работу над проектами

Библиотека книжной графики завершила публичное представление творческой лаборатории «Прожито/Нарисовано», занимающейся исследованием и иллюстрированием личных дневников прошедших лет. Однако это вовсе не означает, что участники прекратили работу над своими проектами. Один из них, посвященный художественному осмыслению блокадных дневников, будет точно продолжаться дальше. Его создатели — фотограф Анастасия Арланцева и художник Артемий Михайлов.

Слова и звуки блокадного города. Участники лаборатории «Прожито/Нарисовано» продолжают работу над проектами | ФОТО Rasa Kasparaviciene on Unsplash

ФОТО Rasa Kasparaviciene on Unsplash

Галерея «Прорубь» на Английском проспекте, где был представлен этот проект, могла показаться для блокадной темы совершенно несоответствующим местом. Однако, по словам Арланцевой, странное соседство имеет свой смысл: это аналогия того, что бедствия нередко существуют параллельно с праздным весельем. И это вовсе не морализаторство, не обвинение людей в чем‑то, а просто призыв к людям быть человечнее.

Все началось с моего интереса к судьбе жительницы нашего города Марии Ониковой, — рассказала Анастасия. — В Интернете мне встретилась ее переписка с Максимом Горьким, в 1921 году она призывала его выступить публично против смертной казни.

Сохранились также фрагменты ее десятилетней переписки с Анной Менделеевой, вдовой ученого. Из этих материалов понятно, что конфликт между внешним миром и внутренним, ценностями и верой привел Марию Оникову к тяжелым переживаниям. Тем не менее она нашла в себе силы жить, выстояла в блокаду, в 1945 году, судя по архивным документам, была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

У меня нет даже ее фотографии, и я разыскиваю в архивных материалах и мемуарах любые сведения о ее судьбе, — говорит Арланцева. — На основании дневников других людей я пыталась представить, что она могла переживать во время блокады. В Центральном государственном архиве историко-политических документов я ознакомилась с поразившим меня дневником Екатерины Алексеевой «В осажденном Ленинграде» (он до сих пор не опубликован), и мне показалось, что ее настроения очень близки тому, что могла испытывать Мария Оникова.

«Вспоминать некогда и незачем, — надо бороться за самое прекрасное, что есть на земле, — за жизнь. И эта борьба должна быть упорной, яростной, но честной, нельзя наступать на грудь того, кто уже свалился рядом с тобой, и, если ты бессилен помочь, потому что завтра тоже, может быть, свалишься, то проходи мимо, но не добивай лежачего, спасая за его счет свою шкуру», — записала Екатерина Алексеева 5 февраля 1942 года.

Частью художественного проекта служит «темная комната». В ней, надев наушники, можно услышать звуки блокадного города, положенные на музыку. Автор идеи, Артемий Михайлов, использовал подлинные записи, сохранившиеся в фонотеке Дома радио. По его словам, основная мысль созданного им музыкального ряда — на уровне физических ощущений передать тревогу. Чтобы посетитель хотел как можно скорее покинуть это темное пространство…

Читайте также:

КГИОП представил сборник «Восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт‑Петербурга. 1941 – 1957»

В Смольном открылась историко-документальная выставка, посвящённая 70‑летию битвы при Дьенбьенфу


#проекты #дневники #Блокадный Ленинград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7825) от 14.01.2025 под заголовком «Слова и звуки блокадного города».


Комментарии