Главная городская газета

Сломанная колонна

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
Сломанная колонна | ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Фаберже

ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Фаберже

Пабло Пикассо назвал Фриду Кало «заокеанской орхидеей». Идеолог сюрреалистов Андре Бретон сравнил ее с «лентой, обернутой вокруг бомбы». Вся ее жизнь – пример преодоления боли и страданий, стойкости духа и силы воли. В Музее Фаберже в Шуваловском дворце на Фонтанке открылась ретроспектива самой знаменитой художницы Мексики.

На выставке представлено 35 картин и графических листов, включая «Автопортрет с обезьянкой», который демонстрировался до 20 января в Эрмитаже, а также костюмы и фотографии.

Национальное достояние

Конечно, всех интересовала причина, по которой Музей Фаберже организовал выставку Фриды Кало, как она вписывается в его направленность.

– Нам хотелось показать то, что в России еще никто не видел. Здесь видели почти все. А вот выставки Фриды Кало никогда не было, – ответил директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.

Выставку готовили год. Это было сложно. Творчество художницы объявлено в Мексике национальным достоянием. Основная часть наследия хранится в фонде Фриды Кало и Диего Риверы в Мехико. И, по законам Мексики, вещи из этой коллекции не могут быть вывезены из страны. Больше того: их даже нельзя перемещать в пределах Мехико.

Коллекция Музея Долорес Олмедо – одна из немногих, экспонаты которой могут путешествовать по миру. Перевозить коллекцию можно только небольшими партиями, не более десяти картин в каждой. Поэтому в Петербург их доставили четырьмя самолетами, потом, из Финляндии, до музея везли на четырех машинах в присутствии сопровождающих – мексиканских специалистов. Часть работ предоставила галерея «Арвил». Есть картины из собрания Хуана Коронела Риверы, внука Диего Риверы. Диего был любовью всей жизни Фриды.

Не все работы удалось получить. Владимир Воронченко выразил сожаление, что публика не увидит гипсовый корсет Фриды, который она разрисовала в больнице. Он хранится в США – помешали санкции.

«То, что нам удалось в конце концов сделать выставку, – это маленькое чудо», – заключил директор музея.

Дерево надежды, стой прямо!

Экспозиция сделана, как это сейчас модно, театрально. В зале – полумрак, экспонаты освещены точечно.

Самая известная работа из всех, что приехали в Петербург, по мнению куратора выставки научного сотрудника Эрмитажа Екатерины Лопаткиной, – автопортрет «Сломанная колонна» (на снимке).

Автопортрет демонстрируется в центре зала, на специальном стенде, окрашенном в алый цвет. Он напоминает алтарь – по бокам две вазы с белыми цветами: сирень и каллы, ниспадающие вниз. Фрида на портрете подобна святому Себастьяну, пронзенному стрелами. Только вместо стрел – гвозди, повсюду вбитые в живое тело. Вместо позвоночника, который был поврежден в страшной аварии, Фрида изобразила сломанную колонну. Тело стянуто железными обручами от металлического корсета, который она носила после аварии и множества операций.

Две катастрофы

Картины Фриды Кало – это дневник, до крайности откровенный. Чтобы понять их, необходимо знать факты ее биографии. В 18 лет она попала в страшную автокатастрофу, которая ее искалечила. «В тот день Смерть танцевала вокруг моей постели», – записала Фрида в своем дневнике. Она год пролежала в больнице, закованная в гипс. Чтобы не сойти с ума, Фрида рисовала себя, сохранив страсть к автопортретам на всю жизнь. Второй катастрофой стал Диего Ривера – известный мексиканский художник, за которого она вышла замуж. Он был некрасив, одни говорили, что он похож на слона, другие сравнивали с людоедом. К тому же он постоянно изменял ей. Лев Троцкий, роман с которым приписывают Фриде, написал о нем: «Диего ужасен. По складу души он хуже Сталина».

Почему такая современная женщина, феминистка, не могла избавиться от человека, который так мучил ее? Ответ на этот вопрос – перед нами. Двойной портрет «Диего и я» (1944), созданный к 15-летию брака. У существа на портрете половина лица – мужская, это Диего, половина – женская, Фрида. Они не просто вместе, они один организм, с переплетенными кровеносной и нервной системами.

Ленты, кружево, ботинки

Об экстравагантном внешнем облике Фриды, ее манере одеваться зрители могут судить по двум костюмам, выполненным в национальных традициях Мексики, и подборке фотографий. На одной из них она запечатлена в брюках, которые стала носить одной из первых в Мексике. Образ Фриды Кало отразился в коллекциях многих европейских модельеров, в частности, Жан-Поля Готье.

Художница вдохновляла модельеров и при жизни. В конце 1930-х она побывала в Париже. Знаменитая модельерша Эльза Скиапарелли, сотрудничавшая с сюрреалистом Сальвадором Дали, сочинила тогда платье «Мадам Ривера». А Пикассо подарил ей сюрреалистическую серьгу в виде кисти руки.

Любопытно, что костюмы стали показывать совсем недавно: Диего Ривера завещал, что их можно будет демонстрировать только спустя 50 лет после смерти Фриды. Они были спрятаны в ванной комнате в знаменитом «Синем доме», который Диего Ривера после смерти Фриды превратил в музей.

Одна девушка пришла на пресс-показ в образе Фриды Кало: широкая многослойная юбка из цветастой ткани, в пол, широкая блузка, шелковая шаль, длинные серьги, прическа с косами, увенчанная цветами. Она даже нарисовала себе брови, сделав их сросшимися, как у Фриды.

«Страшная красота»

Так назвал свою книгу, посвященную Фриде Кало, французский писатель Жерар де Кортанз. Так можно определить и ее живопись, в которой перемешались влияния искусства доколумбовой Америки и сюрреализм, культы древних богов, в жертву которым жрецы приносили молодых юношей и девушек, вырывая у них, еще живых, сердце, и католицизм. Боль, страдания, эротика, жестокость, кровь... Вечный танец со Смертью. Организаторы выставки приняли решение не допускать к просмотру посетителей моложе 18 лет.

Очередь на Фриду

Не повторится ли московская история с очередью на Серова, толпами и выбитыми дверьми? Наверное, нет. Все-таки «кровавое» творчество Фриды Кало, демонстрация страданий – на любителя. Однако на всякий случай в музее приняли меры.

Отменили групповые экскурсии. Но в зале будут постоянно находиться экскурсоводы, которые ответят на все вопросы. Для тех, кто приедет из других городов, по предварительной договоренности будут проводить экскурсии после закрытия музея. В день будут продавать не более 2000 билетов.

Билеты можно приобрести на сайте Музея Фаберже, предварительно выбрав желаемую дату посещения. Билеты в кассе продаются только на текущий день. Выставка продлится до 30 апреля.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook