Сломанная колонна

Пабло Пикассо назвал Фриду Кало «заокеанской орхидеей». Идеолог сюрреалистов Андре Бретон сравнил ее с «лентой, обернутой вокруг бомбы». Вся ее жизнь – пример преодоления боли и страданий, стойкости духа и силы воли. В Музее Фаберже в Шуваловском дворце на Фонтанке открылась ретроспектива самой знаменитой художницы Мексики.

На выставке представлено 35 картин и графических листов, включая «Автопортрет с обезьянкой», который демонстрировался до 20 января в Эрмитаже, а также костюмы и фотографии.

Сломанная колонна | ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Фаберже

ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Фаберже

Национальное достояние

Конечно, всех интересовала причина, по которой Музей Фаберже организовал выставку Фриды Кало, как она вписывается в его направленность.

– Нам хотелось показать то, что в России еще никто не видел. Здесь видели почти все. А вот выставки Фриды Кало никогда не было, – ответил директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.

Выставку готовили год. Это было сложно. Творчество художницы объявлено в Мексике национальным достоянием. Основная часть наследия хранится в фонде Фриды Кало и Диего Риверы в Мехико. И, по законам Мексики, вещи из этой коллекции не могут быть вывезены из страны. Больше того: их даже нельзя перемещать в пределах Мехико.

Коллекция Музея Долорес Олмедо – одна из немногих, экспонаты которой могут путешествовать по миру. Перевозить коллекцию можно только небольшими партиями, не более десяти картин в каждой. Поэтому в Петербург их доставили четырьмя самолетами, потом, из Финляндии, до музея везли на четырех машинах в присутствии сопровождающих – мексиканских специалистов. Часть работ предоставила галерея «Арвил». Есть картины из собрания Хуана Коронела Риверы, внука Диего Риверы. Диего был любовью всей жизни Фриды.

Не все работы удалось получить. Владимир Воронченко выразил сожаление, что публика не увидит гипсовый корсет Фриды, который она разрисовала в больнице. Он хранится в США – помешали санкции.

«То, что нам удалось в конце концов сделать выставку, – это маленькое чудо», – заключил директор музея.

Дерево надежды, стой прямо!

Экспозиция сделана, как это сейчас модно, театрально. В зале – полумрак, экспонаты освещены точечно.

Самая известная работа из всех, что приехали в Петербург, по мнению куратора выставки научного сотрудника Эрмитажа Екатерины Лопаткиной, – автопортрет «Сломанная колонна» (на снимке).

Автопортрет демонстрируется в центре зала, на специальном стенде, окрашенном в алый цвет. Он напоминает алтарь – по бокам две вазы с белыми цветами: сирень и каллы, ниспадающие вниз. Фрида на портрете подобна святому Себастьяну, пронзенному стрелами. Только вместо стрел – гвозди, повсюду вбитые в живое тело. Вместо позвоночника, который был поврежден в страшной аварии, Фрида изобразила сломанную колонну. Тело стянуто железными обручами от металлического корсета, который она носила после аварии и множества операций.

Две катастрофы

Картины Фриды Кало – это дневник, до крайности откровенный. Чтобы понять их, необходимо знать факты ее биографии. В 18 лет она попала в страшную автокатастрофу, которая ее искалечила. «В тот день Смерть танцевала вокруг моей постели», – записала Фрида в своем дневнике. Она год пролежала в больнице, закованная в гипс. Чтобы не сойти с ума, Фрида рисовала себя, сохранив страсть к автопортретам на всю жизнь. Второй катастрофой стал Диего Ривера – известный мексиканский художник, за которого она вышла замуж. Он был некрасив, одни говорили, что он похож на слона, другие сравнивали с людоедом. К тому же он постоянно изменял ей. Лев Троцкий, роман с которым приписывают Фриде, написал о нем: «Диего ужасен. По складу души он хуже Сталина».

Почему такая современная женщина, феминистка, не могла избавиться от человека, который так мучил ее? Ответ на этот вопрос – перед нами. Двойной портрет «Диего и я» (1944), созданный к 15-летию брака. У существа на портрете половина лица – мужская, это Диего, половина – женская, Фрида. Они не просто вместе, они один организм, с переплетенными кровеносной и нервной системами.

Ленты, кружево, ботинки

Об экстравагантном внешнем облике Фриды, ее манере одеваться зрители могут судить по двум костюмам, выполненным в национальных традициях Мексики, и подборке фотографий. На одной из них она запечатлена в брюках, которые стала носить одной из первых в Мексике. Образ Фриды Кало отразился в коллекциях многих европейских модельеров, в частности, Жан-Поля Готье.

Художница вдохновляла модельеров и при жизни. В конце 1930-х она побывала в Париже. Знаменитая модельерша Эльза Скиапарелли, сотрудничавшая с сюрреалистом Сальвадором Дали, сочинила тогда платье «Мадам Ривера». А Пикассо подарил ей сюрреалистическую серьгу в виде кисти руки.

Любопытно, что костюмы стали показывать совсем недавно: Диего Ривера завещал, что их можно будет демонстрировать только спустя 50 лет после смерти Фриды. Они были спрятаны в ванной комнате в знаменитом «Синем доме», который Диего Ривера после смерти Фриды превратил в музей.

Одна девушка пришла на пресс-показ в образе Фриды Кало: широкая многослойная юбка из цветастой ткани, в пол, широкая блузка, шелковая шаль, длинные серьги, прическа с косами, увенчанная цветами. Она даже нарисовала себе брови, сделав их сросшимися, как у Фриды.

«Страшная красота»

Так назвал свою книгу, посвященную Фриде Кало, французский писатель Жерар де Кортанз. Так можно определить и ее живопись, в которой перемешались влияния искусства доколумбовой Америки и сюрреализм, культы древних богов, в жертву которым жрецы приносили молодых юношей и девушек, вырывая у них, еще живых, сердце, и католицизм. Боль, страдания, эротика, жестокость, кровь... Вечный танец со Смертью. Организаторы выставки приняли решение не допускать к просмотру посетителей моложе 18 лет.

Очередь на Фриду

Не повторится ли московская история с очередью на Серова, толпами и выбитыми дверьми? Наверное, нет. Все-таки «кровавое» творчество Фриды Кало, демонстрация страданий – на любителя. Однако на всякий случай в музее приняли меры.

Отменили групповые экскурсии. Но в зале будут постоянно находиться экскурсоводы, которые ответят на все вопросы. Для тех, кто приедет из других городов, по предварительной договоренности будут проводить экскурсии после закрытия музея. В день будут продавать не более 2000 билетов.

Билеты можно приобрести на сайте Музея Фаберже, предварительно выбрав желаемую дату посещения. Билеты в кассе продаются только на текущий день. Выставка продлится до 30 апреля.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5636) от 04.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?