Слева царица, справа король
В Николаевском зале Зимнего дворца вчера открылась выставка «Екатерина II и Станислав Август. Два просвещенных правителя».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Они правили в одно время, были знакомы, пережили бурный роман. Екатерина писала об этом осторожно, Станислав Август – почти открытым текстом. Но выставка не об этом. Она о собирательской деятельности двух монархов.
– Выставка далась нам непросто, – рассказывает заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Сергей Андросов. – Первоначально была идея сделать совместный грандиозный российско-польский проект, посвященный времени Станислава Августа и Екатерины II. Но год русско-польской дружбы не состоялся. Исчезло субсидирование, польская сторона сделала попытку устраниться. Пришлось перестраиваться на ходу. Выставка – результат изысканий кураторов.
У Екатерины и Станислава Августа было много общего – воспитание, вкусы и страсть к коллекционированию произведений искусства. Они заказывали и покупали их, случалось, конкурируя между собой, в Италии, Франции, Голландии. Их коллекции похожи, сопоставимы по качеству, составу, но судьбы у них разные. Собрание русской императрицы, пусть и с некоторыми потерями, в основном дошло до наших дней. Коллекция польского короля была разделена.
Станислав Август последнюю часть жизни провел в Петербурге, здесь умер. Сюда привез часть своих картин. Больше сорока продал или подарил, что-то после смерти короля ушло с аукциона. Картины продавались и в Польше, разными путями попадали в Россию.
Для выставки удалось собрать в Москве и Петербурге двадцать картин, принадлежавших польскому королю. Дополнили экспозицию портреты, архитектурные макеты, рисунки, коллекция резных камней Станислава Августа.
Две монументальные мраморные скульптурные группы работы Пьетро Чеккардо Стаджи на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия Станислав Август подарил Павлу I. Они тяжелые, поэтому на выставке не представлены. Но их можно увидеть в Эрмитаже: «Прометей и первый человек» стоит в Иорданской галерее, а «Пигмалион и Галатея» в Галерее истории древней живописи.
В Николаевском зале 150 произведений. Семь картин из польского музея «Королевские Лазенки», остальное из Эрмитажа, Русского музея, ГМИИ имени Пушкина, Музея Академии художеств и Музея истории религии. В левой части зала то, что собрала Екатерина, справа – Станислав Август. Несколько вещей впервые предстали перед публикой.
Так, бюст Екатерины из Русского музея лишь недавно попал в поле зрения исследователей. С тыльной стороны надпись по-польски «подарок от моей благодетельницы» и дата «1765 год». Удалось установить, что бюст до 1819 года находился в Королевском замке в Варшаве. На распродаже его купил Павел Свиньин и привез в Петербург. Получается, бюст – подарок Екатерины II Станиславу Августу и одновременно самый ранний скульптурный портрет императрицы. Скорее всего, он был заказан в Италии и выполнен не с натуры.
За стеклом витрины украшение выставки – алтарь итальянской работы конца XVII века из Музея истории религии. Он был подарен Папой Пием VI Станиславу Августу и находился в Королевском замке в Варшаве. По завещанию вдовы великого князя Константина, из капеллы варшавского замка алтарь перевезли в церковь Иоанна крестителя в Царском Селе. В 1938 году церковь закрыли, эта вещь попала в Музей истории религии и там сохранилась. В процессе подготовки выставки эта история всплыла.
Стоит обратить внимание на редкий экспонат из ГМИИ им. Пушкина – маленькую картину Марчелло Баччарелли. На ней запечатлен драматичный сюжет из жизни Станислава Августа. В 1771 году прямо на улице он пережил нападение. Политические противники похитили короля, вывезли из Варшавы, но он сумел с похитителями договориться. На картине больной король дает аудиенцию мельнику, оказавшемуся причастным к освобождению монарха. Среди прочих персонажей художник изобразил и себя, а над постелью Станислава поместил портрет Екатерины. Картина была в собрании Станислава Августа, какими-то путями из частной коллекции попала в ГМИИ Пушкина. Она на обложке брошюры, изданной к выставке.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5601) от 08.12.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии