Следы Сибелиуса

Финны отмечают 150-летие со дня рождения композитора Яна Сибелиуса, который по праву является одним из символов Финляндии. Отмечают без пафоса, но весело и ярко.

Следы Сибелиуса  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

К примеру, в Хельсинки на эспланаде в известнейшем старинном кафе, куда в молодые годы не раз с друзьями захаживал Сибелиус – любитель хорошей кухни, появились надписи «Ян был здесь» и рисунок во всю стеклянную дверь – Сибелиус с бокалом шампанского.

В мэрии Хельсинки прошла выставка «Мир Яна Сибелиуса», как сообщают организаторы, «посвященная влюбленному в игру на скрипке человеку, который стал не юристом, как изначально планировалось, а композитором».

Сибелиус лишь год отучился в Хельсинкском университете на юриста, потом музыка взяла верх, и он покинул стены аlma mater. Но остался там навсегда – в великолепном зале университета, где Сибелиус бывал неоднократно, – там устраивались концерты. Так вот, в этом зале еще в 1905 году появились росписи Ээро Ярнефельта, посвященные значимым событиям в жизни учебного заведения. На одной из них изображено шествие горожан в честь открытия старейшего и крупнейшего университета страны в Турку в 1640 году. Художник среди знатных горожан изобразил Сибелиуса – в плаще и со шпагой. Все картины в этом зале погибли во время бомбежки Хельсинки самолетами советской дальней авиации в 1944 году. Воссоздана в 1947 году была лишь эта картина...

Ээро Ярнефельт, запечатлевший композитора в образе средневекового благородного горожанина, приходился родным братом Айно Сибелиус – жене Яна Сибелиуса. Той самой утонченной красавицы, о которой композитор написал однажды – «Айно великая», той самой, именем которой – Айнола – была названа семейная усадьба Сибелиусов в Туусулу. Там с 1974 года – музей. Старинный дом сохраняет в себе все до мельчайших подробностей. Вам покажут футляр, где хранилась скрипка композитора, на которой ныне играет его внучка, кантеле, которое ему подарили благодарные граждане. В гостиной на том же самом месте, что при жизни хозяина, стоит «Стейнвей», подаренный Сибелиусу сто лет назад, когда композитор отмечал 50-летие. Сто сорок поклонников его творчества собрали средства и купили рояль, но Сибелиус тогда был весь в долгах и судебные приставы хотели инструмент в счет их погашения забрать. Граждане погасили долги композитора... Показывают здесь и зеленый камин. Сибелиус хотел, чтобы камин непременно был зеленым – в тональности фа мажор. Он видел звук в цвете.

Здесь, в Айноле, выросли пять из шести дочерей композитора, а о смерти третьей – Кирстин – всегда напоминает картина на стене напротив рояля. Здесь же недалеко от дома – могила Сибелиуса и его верной прекрасной Айно.

В Лахти в грандиозном Сибелиус-холле – концертном зале, созданном на берегу озера Весиярви на месте старой фабрики, – ежегодно проходит Фестиваль Сибелиуса. Этот год, понятно, стал особым – юбилей композитора и 15-летие симфонического оркестра Лахти. Сорок процентов билетов на концерты фестиваля раскупила вовсе даже не финская, а зарубежная публика. Приехали отовсюду – от Великобритании до Австралии, аккредитовались для освещения фестиваля журналисты со всех континентов. Среди тех музыкантов, кто выступал в этом году на фестивале, – Лондонский симфонический оркестр (BBC Symphony Оrchestra), Сергей Малов, молодой, но уже известный скрипач, петербуржец, ныне живущий в Берлине. Они исполнили знаменитый Скрипичный концерт Сибелиуса и Симфонию # 2.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (5542) от 11.09.2015.


Комментарии