Тридцатые «Звуковые пути» соединили в Петербурге 17 стран

В Петербурге завершился международный фестиваль «Звуковые пути». Нынче он отметил свое тридцатилетие. За это время, по словам его художественного руководителя Александра Радвиловича, он обзавелся традициями, приобрел множество друзей по всему миру. «Звуковыми путями» на географической карте соединены 17 стран.

Тридцатые «Звуковые пути» соединили в Петербурге 17 стран | Фото: pixabay

Фото: pixabay

В афишах фестиваля новейшая музыка включается в контекст музыки XX века. Особенно любопытны программы, где рядом с Шенбергом, Штокхаузеном, Лигети, Денисовым и Слонимским оказываются консерваторские студенты. Для многих молодых композиторов площадки фестиваля становятся дебютными, давая возможность высказаться, быть понятыми и принятыми.

Фестиваль открылся концертом во дворце Белосельских-Белозерских. Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Александра Титова исполнил концерт для фортепиано и струнных Mignon - Papillons датского композитора Бента Серенсена. В нынешнем году это сочинение удостоилось звания «Лучший датский альбом года» в категории «Новая музыка». Автор присутствовал на российской премьере. Прозвучали также сочинения Нины Синяковой, Артура Вабеля, Александра Радвиловича и пьеса Чарлза Айвза «Звуковые пути», подарившая фестивалю название.

Стабильным успехом у фестивальной публики всегда пользовались «сюжетные» проекты «Звуковых путей»: «Хармс-проект», «Мифы», «Знаки зодиака»... К одному из таких проектов организаторы в этом году вернулись: 20 ноября в Малом зале Филармонии состоялся концерт «Утопии и антиутопии». Гости фестиваля услышали и уже знакомые сочинения - антиутопию Александра Радвиловича «Большой брат» и концерт для скрипки и восьми инструментов «Утопия» Александра Попова, и премьеры, написанные специально для «Звуковых путей», — «2018-E» Джеймса Кларка, «Идиллию параллельной реальности» Юрия Каспарова, «Капричос» Леонида Резетдинова.

«Гимн футуризму» — еще один «сюжетный» вечер в рамках фестиваля, посвященный вечной проблеме взаимоотношений нового и старого в искусстве. Прозвучали восемь специально написанных для фестиваля сочинений авторов из России, Австрии, Германии и Украины, а также «Гимн футуризму» последнего представителя «Могучей кучки» Цезаря Кюи. Не обошлось и без присутствия автора «Манифеста футуризма» - поэта Томмазо Маринетти: его голос прозвучал в электронной обработке Джузеппе Джулиано.

Многие музыканты стали верными друзьями фестиваля. Мориц Эрнст и Маркус Берцборн (немецкий фортепианный дуэт) - его постоянные участники. К юбилею «Звуковых путей» дуэт подготовил программу «Космос Штокхаузена». Еще один верный друг фестиваля - Московский ансамбль современной музыки. Этот коллектив и выступал сольно, и состязался в мастерстве с французским ансамблем Multilaterale на сцене Малого зала Филармонии, где звучали сочинения Шарино, Ксенакиса, Бьянки, Баукхольт, Ромителли, Денисова, Мюрая, Робэна.

Фестиваль завершился концертным марафоном. Первую программу в его рамках Радвилович приурочил к столетию окончания Первой мировой войны. Героем концерта стал австрийский пианист Пауль Витгенштейн, потерявший на войне правую руку, но продолживший музыкальную карьеру. Петербургские авторы специально к этому концерту сочинили шесть новых произведений.

В этом году на фестивале прозвучало рекордное количество премьер - ровно 30, столько же, сколько лет самому проекту. Вокруг него сформировалась вдумчивая, любознательная публика. Следовать «Звуковыми путями», наблюдать, куда они приведут, - захватывающий процесс.

#музыка #фестиваль #Мир

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6331) от 28.11.2018 под заголовком «Следуя по «Звуковым путям»».


Комментарии