След Пионтека

Говорили так: если бы Дни Пионтека длились не десять дней, а с месяцок, в галерее «Борей» сейчас организовался бы сумасшедше активный общественный центр.

След Пионтека |

О том, что в Питере идут Дни Пионтека, народ узнавал не столько через СМИ, сколько по сарафанному радио. В течение десяти дней в небольшом по­мещении собирались незнако­мые друг с другом люди — уче­ные, неучи, коммунисты, де­мократы, беспартийные, раз­личные «-веды», — и не по до­лжности или поручению явля­лись, а будто интуитивно.

Самая завидная участь была у неосведомленных горожан — тех, кто не знал Георгия Владимиро­вича Пионтека, а случайно в гале­рею зашел картины посмотреть или в тамошний бар — выпить. И вдруг обнаруживал, что в зале тесно, Дмитрий Достоевский (правнук Федора Михайловича) говорит о необходимости спасе­ния городских трамваев; все бур­лит, народ самостоятельно раз­бивается на группы, знакомится, все обмениваются координата­ми, составляют план действий.

В другой день неосведомлен­ный человек в том же зале видел: мужчина с седой всклокоченной шевелюрой (Евгений Подражан- ский) рассказывает, как один во­ин мог легко перемахнуть через голову другого. Ладно бы речь шла о монахах Шао-Линя — так нет, рассказывалось о чукчах — героическом и суровом (без шу­ток) народе. О том, что главная ложь в замеча­тельном фильме «Начальник Чу­котки» — будто чукчи покорный народ. Какое там: с этим мало­численным на­родцем могучая Российская им­перия маялась на протяжении правления шес­ти монархов. За­прещено было даже котлы же­лезные чукчам продавать — те норовили все в доспехи переде­лать. Споить бы чукчей, как в Аме­рике индейцев, — да нельзя: пья­ный чукча плохой охотник, меха не добудет... И заодно уж: нету у них привычки говорить «однако», — это скорее присказка юкагиров... Тот вечер был посвящен «развен­чанию стереотипов».

А через день уже другой чело­век, тоже с седой всклокоченной шевелюрой (Евгений Белоду­бровский) вещал, как некогда специально для телевизоров КВН воду для линз продавали и какие звуки из нашей жизни ушли, — на­пример, где он, стрекот пишущих машинок в учреждениях? Ау! В тот вечер говорили о вещах, которые исчезли из обихода. И нынешняя молодежь неуверенными пальчи­ками пыталась заправить черни­ла в перьевую ручку, закатать бу­магу с копиркой в пишущую ма­шинку, навертеть ужасающие же­лезные бигуди на волосы. Семи­нар и готовился всем миром—ор­ганизаторы рассылали электрон­ные письма-воззвания: эй, у кого есть фиксаж и проявитель в ста­рых упаковках? У кого есть керо­синки, диаскопы, шинковки? Мо­лочные бутылки, авоськи?

И так каждый день. То про уди­вительные места Ленобласти, то про национальную толерант­ность. Тому неосведомленному зрителю могло показаться, что, судя по разнообразию тем, Пионтек — это какой-то вездесущий полубог.

А он и вправду был архитекто­ром, экологом, этнологом, проек­тировал ландшафтные парки в со­юзных республиках. Был женат на Гаяне Галустовне Анпетковой-Шаровой, а Гаяна Галустовна, преподава­тель кафедры клас­сической филологии, любому студенту-раздолбаю ЛГУ/СПбГУ впечатыва­лась в память на всю жизнь вместе с Тесеями, Одиссеями и Ясонами.

В течение почти полувека Пионтек разрабатывал неве­роятный проект — музей под открытым небом «Человек и среда». Впрочем, ле­нинградским чинов­никам этот проект по­казался достаточно выполнимым, чтобы внести его в про­шлый, советский еще, Генплан города.

И если бы генпланы воплощались в жизнь, сейчас в южной части Ка­рельского перешейка мы с вами расхаживали бы по своеобразной деревеньке, которую населяли... нет, конечно, не народы Российской империи, — а культура и быт этих народов. Мы бы ходили из чу­ма в избу; глазели бы, как соле­варня работает и как медь плавят; постигали бы ремесленные хит­рости вепсов и эстонцев, вайнахов, ижоры, води, балкарцев...

Друзья и знакомые Гаяны Галустовны и Георгия Владими­ровича ни в какую не желали ограничиваться выставкой. Хоте­лось говорить. Вот про то са­мое— про чукчей, про авоськи, про трамваи. Знакомить нерав­нодушных людей друге другом. Кажется, получилось настоль­ко, насколько сами организато­ры не ожидали.

...На выставке были работы студентов-скульпторов, посвя­щенные Пионтеку. Одну из работ собрался приобрести музей До­стоевского — Музей, располо­женный в доме, который когда-то отстоял Георгий Владимирович.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 55 (3602) от 31 марта 2006 года.


#галерея «Борей» #дни Пентека #музей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?