След Пионтека

Говорили так: если бы Дни Пионтека длились не десять дней, а с месяцок, в галерее «Борей» сейчас организовался бы сумасшедше активный общественный центр.

След Пионтека |

О том, что в Питере идут Дни Пионтека, народ узнавал не столько через СМИ, сколько по сарафанному радио. В течение десяти дней в небольшом по­мещении собирались незнако­мые друг с другом люди — уче­ные, неучи, коммунисты, де­мократы, беспартийные, раз­личные «-веды», — и не по до­лжности или поручению явля­лись, а будто интуитивно.

Самая завидная участь была у неосведомленных горожан — тех, кто не знал Георгия Владимиро­вича Пионтека, а случайно в гале­рею зашел картины посмотреть или в тамошний бар — выпить. И вдруг обнаруживал, что в зале тесно, Дмитрий Достоевский (правнук Федора Михайловича) говорит о необходимости спасе­ния городских трамваев; все бур­лит, народ самостоятельно раз­бивается на группы, знакомится, все обмениваются координата­ми, составляют план действий.

В другой день неосведомлен­ный человек в том же зале видел: мужчина с седой всклокоченной шевелюрой (Евгений Подражан- ский) рассказывает, как один во­ин мог легко перемахнуть через голову другого. Ладно бы речь шла о монахах Шао-Линя — так нет, рассказывалось о чукчах — героическом и суровом (без шу­ток) народе. О том, что главная ложь в замеча­тельном фильме «Начальник Чу­котки» — будто чукчи покорный народ. Какое там: с этим мало­численным на­родцем могучая Российская им­перия маялась на протяжении правления шес­ти монархов. За­прещено было даже котлы же­лезные чукчам продавать — те норовили все в доспехи переде­лать. Споить бы чукчей, как в Аме­рике индейцев, — да нельзя: пья­ный чукча плохой охотник, меха не добудет... И заодно уж: нету у них привычки говорить «однако», — это скорее присказка юкагиров... Тот вечер был посвящен «развен­чанию стереотипов».

А через день уже другой чело­век, тоже с седой всклокоченной шевелюрой (Евгений Белоду­бровский) вещал, как некогда специально для телевизоров КВН воду для линз продавали и какие звуки из нашей жизни ушли, — на­пример, где он, стрекот пишущих машинок в учреждениях? Ау! В тот вечер говорили о вещах, которые исчезли из обихода. И нынешняя молодежь неуверенными пальчи­ками пыталась заправить черни­ла в перьевую ручку, закатать бу­магу с копиркой в пишущую ма­шинку, навертеть ужасающие же­лезные бигуди на волосы. Семи­нар и готовился всем миром—ор­ганизаторы рассылали электрон­ные письма-воззвания: эй, у кого есть фиксаж и проявитель в ста­рых упаковках? У кого есть керо­синки, диаскопы, шинковки? Мо­лочные бутылки, авоськи?

И так каждый день. То про уди­вительные места Ленобласти, то про национальную толерант­ность. Тому неосведомленному зрителю могло показаться, что, судя по разнообразию тем, Пионтек — это какой-то вездесущий полубог.

А он и вправду был архитекто­ром, экологом, этнологом, проек­тировал ландшафтные парки в со­юзных республиках. Был женат на Гаяне Галустовне Анпетковой-Шаровой, а Гаяна Галустовна, преподава­тель кафедры клас­сической филологии, любому студенту-раздолбаю ЛГУ/СПбГУ впечатыва­лась в память на всю жизнь вместе с Тесеями, Одиссеями и Ясонами.

В течение почти полувека Пионтек разрабатывал неве­роятный проект — музей под открытым небом «Человек и среда». Впрочем, ле­нинградским чинов­никам этот проект по­казался достаточно выполнимым, чтобы внести его в про­шлый, советский еще, Генплан города.

И если бы генпланы воплощались в жизнь, сейчас в южной части Ка­рельского перешейка мы с вами расхаживали бы по своеобразной деревеньке, которую населяли... нет, конечно, не народы Российской империи, — а культура и быт этих народов. Мы бы ходили из чу­ма в избу; глазели бы, как соле­варня работает и как медь плавят; постигали бы ремесленные хит­рости вепсов и эстонцев, вайнахов, ижоры, води, балкарцев...

Друзья и знакомые Гаяны Галустовны и Георгия Владими­ровича ни в какую не желали ограничиваться выставкой. Хоте­лось говорить. Вот про то са­мое— про чукчей, про авоськи, про трамваи. Знакомить нерав­нодушных людей друге другом. Кажется, получилось настоль­ко, насколько сами организато­ры не ожидали.

...На выставке были работы студентов-скульпторов, посвя­щенные Пионтеку. Одну из работ собрался приобрести музей До­стоевского — Музей, располо­женный в доме, который когда-то отстоял Георгий Владимирович.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 55 (3602) от 31 марта 2006 года.


#галерея «Борей» #дни Пентека #музей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...