След в след по заветам Петра: что показывает Эрмитаж в новых залах?

Немногим более года назад Эрмитаж представил в Зимнем дворце первые пять залов Галереи Петра Великого, посвященных Петровской эпохе. В них расположились живописные произведения русских и иностранных художников, восковой бюст царя, предметы, сделанные самим Петром I, его станки, инструменты, костюмы, трости и другие личные вещи. Недавно открылись новые залы галереи, рассказывающие о преобразованиях в отечественной культуре в период царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. О том, что показывает музей в новых залах, на что стоит обратить внимание, рассказывает заведующий отделом истории русской культуры Эрмитажа Вячеслав ФЕДОРОВ.

След в след по заветам Петра: что показывает Эрмитаж в новых залах? | ФОТО автора

ФОТО автора

— Вячеслав Анатольевич, первые залы Галереи Петра, посвященные самому императору, публика видит уже год. Что представлено в новых залах?

— Они посвящены развитию идей Петра. Он оставил программу, где‑то записанную, где‑то осуществленную, где‑то только намеченную. Ее начала претворять в жизнь Екатерина I. Она стала первой хранительницей его личных вещей. Анна Иоанновна приложила руку к развитию русской армии, флота. Какой бы странной ее ни представляли, она следовала заветам своего дяди. Потом пришла Елизавета Петровна, которая осуществляла программу Петра I во внешней и внутренней политике. Екатерина II всегда носила с собой табакерку с портретом Пет­ра. Она выполнила то, что он предначертал. Даже первые кругосветные путешествия, которые планировал Петр, Екатерина осуществила.

Все, что вы видите в этих залах, след в след было создано по заветам Петра. Здесь нет документов, книг. Эрмитаж не исторический музей и не архив. Мы представляем произведения искусства и вещи оригинальные, мемориальные.

— В зале живописи галерея ­портретов. Это лица людей, которые многое сделали?

— Необязательно. Это прежде всего представление русской живописи того времени. Здесь имена художников, которые были приглашены в Россию, повлияли на русскую живопись того времени, прежде всего портретную. Какой бы ни был персонаж на портрете (вот, например, Елизавета Петровна художника Георга Гроота), качество живописи прекрасное. Именно поэтому он здесь и висит.

На противоположной стене картина неизвестного художника — Летний дворец Елизаветы Петровны. Это не только памятник русского искусства, кстати, редкий для того времени городской пейзаж. Это дворец, в котором Екатерина II родила Павла I. Наконец, с обстановки этого дворца можно начинать разговор о русской мебели второй половины XVIII века, о том, как она существовала. Это отдельная история. Мебели катастрофически не хватало. Если переезжали из одного дворца в другой, мебель забирали. Екатерина писала, когда она родила Павла, ее оставили в нетопленой пустой комнате. Мебели того периода до нас дошло очень мало. Здесь немного предметов. Какие‑то зеркала, бюро, отдельные вещи — то немногое, что у нас сохранилось с того времени. Даже если они кажутся примитивными, наивными, это тоже представление о жизни и быте русского двора и русской знати.

— Что можно выделить особо, на что обратить внимание кроме живописи?

— Мозаика и стеклярусы Ломоносова, золоченые фигуры XVIII века, они стояли в залах дворцов в качест­ве украшений

Я люблю резную кость и резное дерево, которые пришли в российские дворцы. И еще тульскую сталь. Тульским оружейным заводам было разрешено изготавливать и светские предметы по частным заказам или просто на продажу. То, что лежит в витринах, в XIX веке находилось в Галерее драгоценностей. Это было доставлено в Петербург при Елизавете Петровне. Она сама ездила на тульский завод, у нее была прекрасная коллекция тульской мебели и стали, даже более виртуозной, чем показано здесь.

— Что публика видит впервые?

— Уже упоминавшийся портрет Елизаветы Петровны Гроота. Зал, где мебель и мозаики Ломоносова — бывшая спальня детей Николая I. Здесь сохранился интерьер, который делал сам Кваренги. Для него создавалась люстра. Посетители впервые видят отреставрированную люстру Кваренги в созданном им интерьере.

Никогда раньше не показывали русскую вышивку елизаветинского времени.

— Почему нет платьев императриц?

— Платья XVIII века очень редки. На западе есть коллекционеры, которые обладают коллекциями, но их тоже немного. Елизавета оставила после себя тысячи платьев. Ничего не сохранилось, кроме ее коронационного платья. Оно в Кремле. По традиции, платья перешивались на церковные одеяния, знамена…

— В галерее костюма в Старой Деревне можно видеть вещи из довольно обширного гардероба Пет­ра. Он как сохранился?

— Екатерина I начала сохранять личные вещи Петра I. Началось все с посмертных масок, восковой персоны, костюмов, очков, станков, вещей, которые он сам точил… Все это собиралось Екатериной. Петр оставил только часть своего гардероба. Многое утрачено, что‑то мы отдали в другие музеи.

— Вы планируете продолжить галерею?

— Продолжение будет. Мы не смогли рассказать об основоположнике производства фарфора в России Дмитрии Виноградове. Не раскрыли тему замечательного отечественного серебра. Это будет представлено в следующих залах. Продолжение выставки, надеюсь, откроется к маю.

— Эрмитаж знаменит в мире своими коллекциями европейского искусства. Однако он последовательно и увлекательно рассказывает об отечественной истории. Видимо, это очень важно для музея.

— Эрмитаж построен на российской земле, на российские деньги, российские коллекционеры собирали для него вещи. По приглашению российских монархов художники приезжали сюда развивать российскую культуру. Заказы, которые они получали, отражают вкус Русского двора, русских императоров, русской знати. Эрмитаж — памятник русской культуре.


#Эрмитаж #выставка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7584) от 18.01.2024 под заголовком «След в след по заветам Петра».


Комментарии