Славное море, священный исток

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка произведений Анатолия Ильича Васильева (1917 - 1994) из собрания семьи живописца и посвященная 100-летию со дня его рождения. Впервые публика увидит непарадные работы мастера, в основном пейзажи, созданные в разных городах и весях.

Славное море, священный исток | Анатолий Васильев. «Лабазы в Вышнем Волочке». 1986. ФОТО АВТОРА

Анатолий Васильев. «Лабазы в Вышнем Волочке». 1986. ФОТО АВТОРА

В биографии Васильева не было крутых поворотов, она, скорее, обычна для его поколения. Учеба в Репинском институте, война в окопах блокадного Ленинграда. Тяжелое ранение, его вытащил из огня боец Василий Кузнецов. Васильев запомнил только его голос и через много лет узнал этот голос в радиопередаче о войне. Ветераны встретились...

После Победы Васильев продолжил академическое образование, получил золотой диплом за картину «Михаил Ломоносов - отец русской науки», потом преподавал, в последние десятилетия жизни часто работал на академической даче под Вышним Волочком.

Сын художника петербургский график Юрий Васильев говорит, что суть его отца лучше всего можно понять, вчитываясь в известное стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».

Анатолий Васильев был настоящим ленинградским интеллигентом, много читал, занимался музыкой. Окончив школу, выбирал между Репинским институтом и Консерваторией, благо сочный баритон позволял. Выбрал живопись.

В 1947 году Васильева направляют в Прагу на первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По возвращении он получил предложение учиться в Дипломатической академии. Отказ от высокой чести стать советским дипломатом был в то время делом весьма рискованным. Но Васильев не бросил искусство. Позже отказался от поста ректора Репинского института, да и преподавал в нем сравнительно недолго. Любую административную работу он считал отвлекающей от главного.

Среди представленных на выставке портретов выделяется эскиз, изображающий коллегу Натана Альтмана. Как сообщил нашей газете Юрий Васильев, художники познакомились и подружились во время подготовки книги о Николае Черкасове. Васильев делал макет издания, Альтман - портрет актера. Никому другому Альтман не позировал. Сам портрет находится в собрании Иркутского художественного музея.

Другая важная составляющая выставки также связана с Восточной Сибирью. Художник любил ездить с мольбертом на Байкал. Три пейзажа носят название «У истока Ангары». Художник любуется мощью «реки-озера», которая летом вспенивается от волн, а ранней весной блестит гладкой поверхностью, постепенно освобождаясь ото льда. К сибирскому циклу относятся трогательная зарисовка «Байкальский мотив. Вечер» и мощный пейзаж «Саянские горы».

Выставку удачно дополняет любительская киносъемка, сделанная Васильевым в 1957 году на домашней вечеринке. По ней можно представить, как «зажигали» художники во времена хрущевской оттепели. Вся юбилейная выставка художника - о том коротком времени иллюзий и надежд.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?