Славное море, священный исток

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка произведений Анатолия Ильича Васильева (1917 - 1994) из собрания семьи живописца и посвященная 100-летию со дня его рождения. Впервые публика увидит непарадные работы мастера, в основном пейзажи, созданные в разных городах и весях.

Славное море, священный исток | Анатолий Васильев. «Лабазы в Вышнем Волочке». 1986. ФОТО АВТОРА

Анатолий Васильев. «Лабазы в Вышнем Волочке». 1986. ФОТО АВТОРА

В биографии Васильева не было крутых поворотов, она, скорее, обычна для его поколения. Учеба в Репинском институте, война в окопах блокадного Ленинграда. Тяжелое ранение, его вытащил из огня боец Василий Кузнецов. Васильев запомнил только его голос и через много лет узнал этот голос в радиопередаче о войне. Ветераны встретились...

После Победы Васильев продолжил академическое образование, получил золотой диплом за картину «Михаил Ломоносов - отец русской науки», потом преподавал, в последние десятилетия жизни часто работал на академической даче под Вышним Волочком.

Сын художника петербургский график Юрий Васильев говорит, что суть его отца лучше всего можно понять, вчитываясь в известное стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».

Анатолий Васильев был настоящим ленинградским интеллигентом, много читал, занимался музыкой. Окончив школу, выбирал между Репинским институтом и Консерваторией, благо сочный баритон позволял. Выбрал живопись.

В 1947 году Васильева направляют в Прагу на первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По возвращении он получил предложение учиться в Дипломатической академии. Отказ от высокой чести стать советским дипломатом был в то время делом весьма рискованным. Но Васильев не бросил искусство. Позже отказался от поста ректора Репинского института, да и преподавал в нем сравнительно недолго. Любую административную работу он считал отвлекающей от главного.

Среди представленных на выставке портретов выделяется эскиз, изображающий коллегу Натана Альтмана. Как сообщил нашей газете Юрий Васильев, художники познакомились и подружились во время подготовки книги о Николае Черкасове. Васильев делал макет издания, Альтман - портрет актера. Никому другому Альтман не позировал. Сам портрет находится в собрании Иркутского художественного музея.

Другая важная составляющая выставки также связана с Восточной Сибирью. Художник любил ездить с мольбертом на Байкал. Три пейзажа носят название «У истока Ангары». Художник любуется мощью «реки-озера», которая летом вспенивается от волн, а ранней весной блестит гладкой поверхностью, постепенно освобождаясь ото льда. К сибирскому циклу относятся трогательная зарисовка «Байкальский мотив. Вечер» и мощный пейзаж «Саянские горы».

Выставку удачно дополняет любительская киносъемка, сделанная Васильевым в 1957 году на домашней вечеринке. По ней можно представить, как «зажигали» художники во времена хрущевской оттепели. Вся юбилейная выставка художника - о том коротком времени иллюзий и надежд.



Комментарии