Сквозь слой пыли

Выставкой Ксении Никольской «Пыль. Забытая архитектура Каира» Эрмитаж открыл в Главном штабе Год современной фотографии как часть большого проекта «Эрмитаж 20/21». Выставка получилась музейной, петербургской, современной.

Сквозь слой пыли | К. Никольская. «Зоологический музей в Каире»

К. Никольская. «Зоологический музей в Каире»

Первый раз дипломированный искусствовед Никольская попала в Египет в 2003 году в качестве фотографа российской археологической экспедиции. Тогда ей полагалось снимать раскопки, было не до Каира. В 2006 году она вернулась в египетскую столицу, получила место преподавателя фотографии в университете и стала целенаправленно снимать шикарные каирские особняки и помпезные общественные здания, построенные почти за сто лет.

Европейский бизнес, подбодренный местными льготами, хлынул в Страну пирамид в связи с открытием в 1869 году Суэцкого канала. За несколько десятилетий был создан город, получивший название «Париж на Ниле».

В 1952 году это богатство стало главной мишенью египетской революции. Часть особняков и дворцов была уничтожена, остальные брошены владельцами. Позже новые власти пытались приспособить здания для государственных и общественных целей, но неудачно. Сейчас двери абсолютного большинства домов наглухо закрыты в ожидании своей судьбы. Они не бесхозны, но в условиях египетских политических бурь никто не рискует вкладывать деньги в реставрацию наследия «прекрасной эпохи». Интерьеры ветшают, они покрылись толстым слоем пыли, отсюда название выставки.

Первые 14 снимков «каирской серии» Никольская показала в 2007 году в петербургской галерее Дмитрия Семенова. Сразу стало ясно, что это проект с хорошей перспективой. Работа заняла в общей сложности пять лет, последние снимки были сделаны 17 января 2011 года за неделю до начала восстания против президента Хосни Мубарака.

Отвечая на наши вопросы, Ксения заметила, что попадать «на объекты» было очень непросто. Где-то приходилось пользоваться журналистским статусом, где-то давать взятки, где-то помогали личные университетские связи.

Композиции снимков задуманы так, чтобы на них не было людей и минимально заметны следы современной жизни зданий: один-два раза мелькнет портрет Мубарака, и все. Это сделано для того, чтобы с помощью эффекта отсутствия уйти от этнографии, от арабской конкретики. Заставить зрителя поразмышлять о времени. И о том, что такие же особняки встречаются в Бухаресте, Гаване, Петербурге. Все это придает «каирской пыли» настоящее музейное измерение.

Сотрудники отдела современного искусства Эрмитажа, которые готовили выставку, попросили в музейной пожарной части старый обшитый потертым красным бархатом диван, похожий на каирские. Он установлен в огромном пустом белом зале, на него можно присесть и посмотреть видео о проекте Никольской. Эта инсталляция построена для того, чтобы вечно спешащий зритель хотя бы на пару минут задержался, остыл, приготовился внимательно смотреть фотографии.

Выделим снимки, сделанные во дворце Серагельдин, особенно «Теннисную ракетку». Интерьер Географического общества, где много лет назад обсуждались итоги научных экспедиций. Фотографии классицистических дворцов с мраморными скульптурами в Гелиополисе – спутнике Каира. Нагая нимфа, немыслимая в исламской культуре, засыпана толстым слоем обвалившейся с потолка штукатурки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.


Комментарии