Сквозь слой пыли

Выставкой Ксении Никольской «Пыль. Забытая архитектура Каира» Эрмитаж открыл в Главном штабе Год современной фотографии как часть большого проекта «Эрмитаж 20/21». Выставка получилась музейной, петербургской, современной.

Сквозь слой пыли | К. Никольская. «Зоологический музей в Каире»

К. Никольская. «Зоологический музей в Каире»

Первый раз дипломированный искусствовед Никольская попала в Египет в 2003 году в качестве фотографа российской археологической экспедиции. Тогда ей полагалось снимать раскопки, было не до Каира. В 2006 году она вернулась в египетскую столицу, получила место преподавателя фотографии в университете и стала целенаправленно снимать шикарные каирские особняки и помпезные общественные здания, построенные почти за сто лет.

Европейский бизнес, подбодренный местными льготами, хлынул в Страну пирамид в связи с открытием в 1869 году Суэцкого канала. За несколько десятилетий был создан город, получивший название «Париж на Ниле».

В 1952 году это богатство стало главной мишенью египетской революции. Часть особняков и дворцов была уничтожена, остальные брошены владельцами. Позже новые власти пытались приспособить здания для государственных и общественных целей, но неудачно. Сейчас двери абсолютного большинства домов наглухо закрыты в ожидании своей судьбы. Они не бесхозны, но в условиях египетских политических бурь никто не рискует вкладывать деньги в реставрацию наследия «прекрасной эпохи». Интерьеры ветшают, они покрылись толстым слоем пыли, отсюда название выставки.

Первые 14 снимков «каирской серии» Никольская показала в 2007 году в петербургской галерее Дмитрия Семенова. Сразу стало ясно, что это проект с хорошей перспективой. Работа заняла в общей сложности пять лет, последние снимки были сделаны 17 января 2011 года за неделю до начала восстания против президента Хосни Мубарака.

Отвечая на наши вопросы, Ксения заметила, что попадать «на объекты» было очень непросто. Где-то приходилось пользоваться журналистским статусом, где-то давать взятки, где-то помогали личные университетские связи.

Композиции снимков задуманы так, чтобы на них не было людей и минимально заметны следы современной жизни зданий: один-два раза мелькнет портрет Мубарака, и все. Это сделано для того, чтобы с помощью эффекта отсутствия уйти от этнографии, от арабской конкретики. Заставить зрителя поразмышлять о времени. И о том, что такие же особняки встречаются в Бухаресте, Гаване, Петербурге. Все это придает «каирской пыли» настоящее музейное измерение.

Сотрудники отдела современного искусства Эрмитажа, которые готовили выставку, попросили в музейной пожарной части старый обшитый потертым красным бархатом диван, похожий на каирские. Он установлен в огромном пустом белом зале, на него можно присесть и посмотреть видео о проекте Никольской. Эта инсталляция построена для того, чтобы вечно спешащий зритель хотя бы на пару минут задержался, остыл, приготовился внимательно смотреть фотографии.

Выделим снимки, сделанные во дворце Серагельдин, особенно «Теннисную ракетку». Интерьер Географического общества, где много лет назад обсуждались итоги научных экспедиций. Фотографии классицистических дворцов с мраморными скульптурами в Гелиополисе – спутнике Каира. Нагая нимфа, немыслимая в исламской культуре, засыпана толстым слоем обвалившейся с потолка штукатурки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?