Сквозь радугу невольных слез: умер композитор Александр Кнайфель
27 июня на 81‑м году жизни умер выдающийся композитор Александр Кнайфель.
ФОТО Anne Nygård on Unsplash
Возможно, его имя известно большинству лишь по музыке, написанной к кинофильмам. Прежде всего, конечно, к картинам Семена Арановича «Торпедоносцы», «Противостояние», «Рафферти»… Услышав раз, забыть невозможно — музыка эта производит мощнейшее впечатление.
Но Александр Кнайфель — больше, чем создатель талантливых саундтреков. Он — один из самых ярких представителей музыкального авангарда второй половины XX — начала XXI века. Конечно, эти его сочинения известны не столь широко, ведь они сложны, их восприятие требует если не специальной подготовки, то определенного духовного усилия. Но его музыка стоит усилий. В ней отразился XX век со всей его сложностью. Как писал Леонид Мартынов: «И своевольничает речь, Ломается порядок в гамме, И ходят ноты вверх ногами, Чтоб голос яви подстеречь».
Александр Кнайфель родился в семье музыкантов. Учился игре на виолончели у Мстислава Ростроповича, но очень рано осознал свое призвание — не исполнять музыку, а сочинять ее. Ушел из класса знаменитого музыканта и поступил в Ленинградскую консерваторию, где учился у Бориса Арапова. Дипломной работой в Ленинградской консерватории стала опера «Кентервильское привидение» по произведению Оскара Уайльда. Она исполнялась в оперной студии Консерватории.
В 1979 году карьера молодого композитора чуть было не сломалась. Кнайфель попал в так называемый хренниковский список. В него вошли семь композиторов-авангардистов, чье творчество раскритиковали (точнее — разгромили) на съезде Союза композиторов. Тогда‑то и начался роман Александра Кнайфеля с кино.
В 1980‑е годы он все чаще стал обращаться в своем творчестве к библейским темам. Премьера произведения «Восьмая глава», написанного им на текст «Песни песней» царя Соломона, состоялась при деятельном участии Мстислава Ростроповича.
Одна из вершин духовной музыки Кнайфеля — произведение «Бог» с текстом знаменитой одноименной оды Гавриила Державина:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь —
я Бог!
Его Agnus Dei («Агнец Божий») — поминовение усопших. Это сочинение исполнялось совсем недавно в Малом зале Филармонии — в январе, в честь 80‑летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Александра Кнайфеля называют композитором-философом, композитором-мыслителем. Вот он сидит в своей комнате за письменным столом у окна. На диване рядом спит кошка. Перед ним — нотный лист, он записывает музыку. В этой музыке — попытки постичь тайны мироздания, предназначения человека…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (7694) от 01.07.2024 под заголовком «Сквозь радугу невольных слез».
Комментарии