Скульптуру Христо Ботева планируют подарить Болгарии
Эта акция имеет все шансы стать международной, а началась она совершенно случайно. Как рассказал военный переводчик Юрий Лебедев, осенью прошлого года ему довелось беседовать с замечательным скульптором Григорием Даниловичем Ястребенецким о Болгарии, и тот сказал: «Знаете, а ведь у меня есть интересный и очень дорогой мне скульптурный портрет Христо Ботева, который я делал еще в 1960‑х годах. Хочу подарить эту работу болгарам». Свое намерение Ястребенецкий подтверждал еще не раз.

Скульптурный портрет Христо Ботева пока находится в бывшей мастерской Григория Ястребенецкого, которая сегодня фактически является музеем мастера. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Скульптора не стало весной нынешнего года. Среди многообразного наследия, оставленного им, — десятки работ в его мастерской в Доме художника на Песочной набережной. Пока здесь все выглядит, как при Григории Даниловиче. В мастерской ныне работает один из его учеников, успехами которого Григорий Данилович особенно гордился, — Владимир Бродарский. (Он автор памятников Александру III в Гатчине и «блокадной мадонне» возле Музея обороны Ленинграда.)
Бюст Христо Ботева действительно был чем‑то особенно дорог Григорию Даниловичу. Недаром фотографию, на которой он изображен рядом с этой работой, скульптор вынес на обложку своей книги «Интервью автора с самим собой».
Ботев, проживший всего 28 лет, — борец за свободу и независимость болгарского народа от турецкого владычества. На горе Околчице, месте его гибели, в честь подвига героя и его отряда воздвигнут 35‑метровый крест… Кроме всего прочего, он был еще и замечательным поэтом. «Кто в грозной битве за свободу пал, тот не погибнет» — такие строки из его баллады «Хаджи Димитр» известны в Болгарии едва ли не каждому школьнику.
Именем Христо Ботева в Болгарии названы города и села, учреждения — от вузов до детских садов, футбольные команды. Памятникам нет числа. Скульптура Ботева, созданная Григорием Ястребенецким, могла бы дополнить этот ряд.
Болгарская тема была близка мастеру: еще в 1960‑х годах он создал памятник революционеру Димитру Благоеву, который установлен в нашем городе на Петроградской стороне — на улице, названной в честь болгарского деятеля. Возможно, там планировалось установить и бюст Христо Ботева. Он был создан скульптором тогда же, в 1962 году, но с тех пор оставался в мастерской, так и не став основой для монументального образа.
— Такое нередко случается в нашей практике, — говорит председатель секции скульптуры петербургского Союза художников Алексей Архипов. — Бывает, что модель, созданная по вдохновению, годами, а то и десятками лет стоит в мастерской и становится памятником «по случаю», к примеру, в связи с какой‑нибудь памятной датой.
6 января будущего года Болгария будет отмечать 175‑летие со дня рождения Христо Ботева. Нет сомнения, что это празднование пройдет на самом высоком уровне. И, наверное, было бы весьма уместно, если бы в преддверии этой даты скульптура национального героя Болгарии, созданная Ястребенецким, стала бы российским подарком к этому юбилею, — в знак давних дружеских отношений между нашими народами и в память того, что именно Россия не раз помогала болгарам отстоять свою независимость. Причем лучше это будет не сам оригинал, а отлитое по нему бронзовое изваяние.
— Передача скульптуры болгарской стороне — жест народной дипломатии, столь необходимой сегодня, — уверен Юрий Лебедев.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7193) от 21.06.2022 под заголовком «Завещание скульптора».
Материалы рубрики
В Петербурге открылся фестиваль песчаных скульптур
Власти Болгарии снова обсуждают плату за газ в рублях
В Царском Селе освобождают скульптуры от «зимней одежды»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии