Скромное обаяние Васми
Выставка Рихарда Васми (1929 – 1998) в KGallery, продолжает серию, посвященную художникам ленинградского неофициального искусства 1950 – 1970-х годов, которые входили в «Орден нищенствующих живописцев».

В ноябре 2014 года серия началась с первого большого показа произведений Валентина Громова. Выставка около ста картин и рисунков Васми из музейных и частных собраний также происходит впервые. Он старательно избегал публичности, называл выставки «похоронами живописи». Не участвовал в «газаневском» движении, хотя имел для этого все права и основания. Возможно, потому, что его не интересовала общественная деятельность, которая неизбежно сопровождала борьбу неофициальных художников за право выставляться публично. Когда времена сменились, исчезло разделение на официальное искусство и андеграунд, отпала необходимость бороться, Васми предоставлял свои картины для больших «перестроечных» выставок в Гавани и в «Манеже». И позже был постоянным участником самых разных проектов. Но только в 2009 году в Молодежном центре Эрмитажа состоялась его камерная персональная выставка.
Биография художника необычна для его круга. Детство в предвоенном Ленинграде, уроки рисования у Николая Лапшина, известного книжного графика, а в последние годы жизни пейзажиста, одного из лидеров ленинградской школы акварелистов. Васми и Лапшин жили в одной коммуналке на набережной реки Мойки недалеко от Исаакиевской площади.
В блокаду умерли родители, Рихард был отправлен с детским домом в эвакуацию, откуда возвратился в Ленинград в победном 1945-м. Он поступил в Архитектурный техникум, но, проучившись два года, бросил. Ранняя самостоятельность, помноженная на независимый экстравагантный характер, привела его в начале пятидесятых годов в круг начинающих художников и поэтов, позже названный «арефьевским» по имени лидера – Александра Арефьева.
Открытие знаменитого третьего этажа Эрмитажа, где были тогда впервые выставлены импрессионисты и постимпрессионисты, начинающий художник Васми, по его собственным воспоминаниям, воспринял как культурную революцию.
Его интересовало только творчество, он всегда пренебрегал бытом, работал кочегаром в котельной, жил на случайные заработки. Считал, что если у него хватило денег на хлеб и картошку, то этого вполне достаточно для настоящего художника.
По воспоминаниям друзей и знакомых, Васми постоянно находился в процессе обмена жилья, каждая его следующая комната в очередной коммуналке была хуже предыдущей. В 1997 году художник Александр Флоренский снял на видео «обитель» Васми – аскетическая комната с белыми крашеными стенами и самой необходимой мебелью. Самодельной, судя по тому, что она была покрашена оказавшейся под рукой зеленой краской. Впрочем, в это время у Васми было главное – мастерская в сквоте на Пушкинской, 10.
Наследие Васми в жанровом смысле традиционно – пейзажи, портреты, натюрмоты. Его произведения невелики по размеру, точно выстроены, в лучшем смысле графичны. Многие пейзажи – как бы виды сверху, чтобы зритель почувствовал пространство. Но Васми избегает пафоса, использует только глухие тона, три-четыре краски, заставляя всматриваться в картину. Будь-то изображения двора-колодца, вокзала, кофейника или портрет друга-художника (на снимке). Васми был склонен к постоянному самоанализу, чему свидетельство – несколько автопортретов, лучший относится к 1966 – 1967 годам.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043(5416) от 13.03.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии