Скромное обаяние Васми

Выставка Рихарда Васми (1929 – 1998) в KGallery, продолжает серию, посвященную художникам ленинградского неофициального искусства 1950 – 1970-х годов, которые входили в «Орден нищенствующих живописцев».

Скромное обаяние Васми |

В ноябре 2014 года серия началась с первого большого показа произведений Валентина Громова. Выставка около ста картин и рисунков Васми из музейных и частных собраний также происходит впервые. Он старательно избегал публичности, называл выставки «похоронами живописи». Не участвовал в «газаневском» движении, хотя имел для этого все права и основания. Возможно, потому, что его не интересовала общественная деятельность, которая неизбежно сопровождала борьбу неофициальных художников за право выставляться публично. Когда времена сменились, исчезло разделение на официальное искусство и андеграунд, отпала необходимость бороться, Васми предоставлял свои картины для больших «перестроечных» выставок в Гавани и в «Манеже». И позже был постоянным участником самых разных проектов. Но только в 2009 году в Молодежном центре Эрмитажа состоялась его камерная персональная выставка.

Биография художника необычна для его круга. Детство в предвоенном Ленинграде, уроки рисования у Николая Лапшина, известного книжного графика, а в последние годы жизни пейзажиста, одного из лидеров ленинградской школы акварелистов. Васми и Лапшин жили в одной коммуналке на набережной реки Мойки недалеко от Исаакиевской площади.

В блокаду умерли родители, Рихард был отправлен с детским домом в эвакуацию, откуда возвратился в Ленинград в победном 1945-м. Он поступил в Архитектурный техникум, но, проучившись два года, бросил. Ранняя самостоятельность, помноженная на независимый экстравагантный характер, привела его в начале пятидесятых годов в круг начинающих художников и поэтов, позже названный «арефьевским» по имени лидера – Александра Арефьева.

Открытие знаменитого третьего этажа Эрмитажа, где были тогда впервые выставлены импрессионисты и постимпрессионисты, начинающий художник Васми, по его собственным воспоминаниям, воспринял как культурную революцию.

Его интересовало только творчество, он всегда пренебрегал бытом, работал кочегаром в котельной, жил на случайные заработки. Считал, что если у него хватило денег на хлеб и картошку, то этого вполне достаточно для настоящего художника.

По воспоминаниям друзей и знакомых, Васми постоянно находился в процессе обмена жилья, каждая его следующая комната в очередной коммуналке была хуже предыдущей. В 1997 году художник Александр Флоренский снял на видео «обитель» Васми – аскетическая комната с белыми крашеными стенами и самой необходимой мебелью. Самодельной, судя по тому, что она была покрашена оказавшейся под рукой зеленой краской. Впрочем, в это время у Васми было главное – мастерская в сквоте на Пушкинской, 10.

Наследие Васми в жанровом смысле традиционно – пейзажи, портреты, натюрмоты. Его произведения невелики по размеру, точно выстроены, в лучшем смысле графичны. Многие пейзажи – как бы виды сверху, чтобы зритель почувствовал пространство. Но Васми избегает пафоса, использует только глухие тона, три-четыре краски, заставляя всматриваться в картину. Будь-то изображения двора-колодца, вокзала, кофейника или портрет друга-художника (на снимке). Васми был склонен к постоянному самоанализу, чему свидетельство – несколько автопортретов, лучший относится к 1966 – 1967 годам.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043(5416) от 13.03.2015.


Комментарии