Скромно, зато стабильно. «Серебряная лира» заиграла в Петербурге

На закрытии IX международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира» впервые в Большом зале Филармонии выступил струнный джазовый «Квартет Черепашьего острова» из США.

Скромно, зато стабильно. «Серебряная лира» заиграла в Петербурге | Фото: Pexels

Фото: Pexels

Это фестиваль бесценный не только в петербургском, но и в российском контексте, поскольку создан для сохранения камерной музыки, уязвимой не меньше, чем исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу. Но любой фестиваль камерной музыки - предприятие затратное и едва ли прибыльное. А потому головная боль организаторов - придумать хоть пару концертов, которые бы с гарантией завлекли публику и принесли мало-мальский доход.

Петербуржцы - народ, конечно, не темный, но едва ли можно сказать, что сегодня в нашем городе много известных камерных инструментальных ансамблей, на чьи выступления публика ломилась бы. Ни Филармония, ни Концертный зал Мариинского театра лишний раз не рискуют ставить подобные концерты, дабы не оказаться в убытке. Что уж говорить о Консерватории, которой нынче совсем не до высокого искусства. Там считают деньги, сокращая рабочие места, чтобы когда-нибудь завершить наконец капитальный ремонт исторического здания.

Но так или иначе, у петербуржцев есть скромный, зато стабильный фестиваль камерного исполнительства. Организаторы сумели собрать международный форум из музыкантов Австрии, Сербии, Венгрии, Нидерландов, США. Фестиваль открывали виртуозные пианисты-близнецы братья Юссен, их подхватил струнный квартет Белградской филармонии, дуэт Инги Дзекцер и Ласло Фаньо, который заменил более известного венгерского виолончелиста Иштвана Вардаи. С сольным концертом выступил петербуржец Мирослав Култышев.

Но, судя по всему, организаторы фестиваля решили, что камерную музыку спасет джаз. Струнный джазовый «черепаший» квартет на закрытии собрал аншлаговый Большой зал Филармонии. Дважды обладатели «Грэмми» за «Лучший классический альбом-кроссовер», четверо заокеанских музыкантов и в самом деле показали высокий класс свободной, легкой, чистой и умной игры. Основатель квартета - скрипач Дэвид Балакришнан заимствовал название своего струнного детища из американской мифологии, положив в основу ансамблевого стиля импровизацию. Вместе с тремя более молодыми коллегами - скрипачом Алексом Харгривсом, альтистом Бенджамином фон Гутцайтом и виолончелистом Малкольмом Парсоном Дэвид пускался в каждую пьесу как в увлекательное путешествие по джазовым мирам Чарли Паркера и Телониуса Монка, Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса. Были исполнены и сочинения участников квартета - Дэвида Балакришнана и Бенджамина фон Гутцайта. Несколько композиций они исполнили с легендой ленинградско-петербургского джаза Давидом Голощекиным.

Искрящийся профессионализм американской четверки обезоруживал сомневающихся в том, что джаз сегодня - это абсолютная классика, хотя играли они ее не в смокингах, а словно на репетиции, вероятно, для установления большего контакта со слушателями. А вот второй «приджазованный» ансамбль - трио Zap с музыкантами из разных точек Европы - и не скрывал, что собрался, по словам его лидера Георга Брайншмида, порепетировать в Петербурге. И хотя явной халтуры не наблюдалось, публика отреагировала на финальную пьесу жестко, отхлопав лишь раз и не вызвав музыкантов ни на один бис. Вероятно, слушатели почувствовали прохладность манеры, низкую температуру эмоций, подозрительно короткие номера, сочетавшие обработки барочных шлягеров Баха, Генделя и Вивальди, пьесы самого Брайншмида и прочие джазовые композиции.

Венский ансамбль Альбана Берга собрал полный Малый зал Филармонии. Австрийцы продемонстрировали венское чувство меры в ансамблях Густава Малера, Иоганнеса Брамса и Эриха Корнгольда - композиторов, чью австро-венскую традицию они ощущают кожей. Каждой эмоции в ансамблях было ровно столько, сколько можно проявить в культурной беседе, чтобы не задеть собеседника чрезмерностью, пафосом и психологическими проблемами.

Самым казусным стало выступление барочного ансамбля D,Accordo под руководством Илахи Садых-заде из Баку - дебютантов фестиваля и петербургской, если не российской, филармонической сцены. Сложный, отчасти неизвестный репертуар, которым обычно козыряют европейцы, предстал у десяти бакинских музыкантов ярко и эмоционально. Можно догадаться, как, наверное, их ценят на родине, коль скоро в их ансамбле есть сопрано, способная подражать виртуозности Чечили Бартоли.

Петербургская публика встречала бакинцев с большим интересом. Однако каждый следующий номер убеждал в том, что при всем заразительном южном темпераменте им не хватает чувства стиля, барочной изощренности. Сопрано бесстрашно виртуозничала, но ее рулады скорее утомляли прямолинейностью, звук на легато не лился в зал, а уходил куда-то внутрь исполнительницы. Искусство же контратенора с его гипертрофированными эмоциональностью и сладостью интонаций отдавало любительством. Стиль музыкантов казался, скорее, подходящим для более свободного искусства уличных музыкантов Средневековья и Ренессанса.

Впрочем, петербургская публика, не избалованная подлинными барочными радостями, приняла искусство азербайджанского ансамбля за чистую монету, вознаградив их за искренность и самоотдачу бурными аплодисментами.

#музыка #фестиваль #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6316) от 07.11.2018 под заголовком «Скромно, зато стабильно».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.