Скрипка и немножко нервно

Прославленный скрипач Михаил Гантварг недавно отметил 70-летие. Первым большим концертом в серии юбилейных стало его выступление во дворце Белосельских-Белозерских, где вместе с Санкт-Петербургским ГАСО под управлением Александра Титова он исполнил концерт Мендельсона, а в партнерстве с молодым скрипачом Чингизом Османовым - Концерт для двух скрипок ля минор Вивальди. Прослуживший на посту ректора петербургской Консерватории с 2011-го по 2015 год, Михаил ГАНТВАРГ сегодня рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о не слишком радужных перспективах российского музыкального образования.

Скрипка и немножко нервно | ФОТО из личного архива М. Х. Гантварга

ФОТО из личного архива М. Х. Гантварга

- Михаил Ханонович, трудно сегодня учить и растить солиста? Именно солиста, а не музыканта симфонического оркестра.

- Молодым музыкантам очень трудно. Коль скоро на тысячу рублей не прожить, они уже на 2 - 3-м курсах идут служить в театр через дорогу от Консерватории и сразу получают денег больше, чем профессор, у которого учатся. Я не против нормальных денег, но тогда профессор пусть получает больше. Когда я учился, концертмейстер заслуженного коллектива Филармонии Дмитрий Семенович Либерман или концертмейстер Большого театра получали 500 рублей - это была огромная зарплата. Но профессор-то тогда получал 440! Это соизмеримо было.

Как мы можем сейчас говорить о том, чтобы студент хорошо учился? Мы, конечно, идем на то, что они не могут прийти на один-другой уроки, потому что у них спектакли или концерты. Но как может студент в таких условиях раскрыть свой потенциал? Уже хорошо, если они не деградируют, но ведь бывает и так, что к пятому курсу им приходится вспоминать материал, с которым они поступали. А студенты, которые обзаводятся семьей. Что им делать? Кормить же семью надо, за квартиру платить... И где мы будем тогда брать кадры?! Возраст преподавательского состава нашей Консерватории зашкаливает за верхний предел. А почему? Потому что человеку, который захочет стать профессором, понадобится сто лет, чтобы добиться этого. Мина замедленного действия в нашем образовании, конечно, рванет в какой-то момент и ударит по тем же театрам. Квалификация исполнителей рухнет.

- Вы уже два года, как не отвечаете за всю Консерваторию. Поспокойней вам стало?

- Я вернулся к тому замечательному состоянию, когда утром просыпаешься и не думаешь о том, что крыша может протечь или паровое отопление рвануть. Могу проснуться не в семь, а в девять, подумать о музыке, выпить спокойно кофе, потом поиграть, попреподавать, сыграть концерт... Нормальная творческая артистическая жизнь. Я же не рвался в ректоры. Просто я очень люблю (хотел сказать, что любил, но скажу - люблю) нашу Консерваторию. Меня привели сюда на педпрактику в 1955/56 году в старое, разумеется, здание, где лежали роскошные ковры, пережившие войны. Это был храм искусства. Маленький ребенок из коммунальной квартиры заходил сюда и понимал, что попал в пространство, которое иначе как храмом и не назовешь...

Потом я учился в замечательной школе-десятилетке, где были потрясающие педагоги. В нас вбивали закон Ньютона, из химии помню до сих пор о том, что H2SO4 не надо пить на уроках, а H2SO3 можно только нюхать... Географию и историю мы знали. Понятно, что музлитературу и гармонию с сольфеджио, хочешь не хочешь, а приходилось выучивать. На скрипке я прилично играл вскоре с момента начального обучения. Маме сказали, что у нее мальчик способный, когда мне было лет семь. И с тех пор моя нормальная жизнь закончилась: она стала творческой.

- Юрий Хатуевич Темирканов примерно то же самое говорил об учебе в той же школе, о раннем вставании...

- Равной системы музыкального образования не было нигде в мире. Сейчас у нас такого уже нет, и мы знаем, кто тому виной. В свою бытность ректором я неоднократно на всех совещаниях говорил: «Товарищи, давайте не будем закидывать в бульон курицу, несущую золотые яйца! Давайте будем яички от нее получать». Нет - решили ощипать и бросить в бульон. Музыкальное образование оказалось на грани коллапса. Детей надо любить. Если ты любишь ребенка и хочешь, чтобы он был настоящим музыкантом, жалость не то чувство, которое надо к нему испытывать. Надо быть требовательным. Сейчас у детей сколько отвлекающих маневров - гаджеты эти, игры. А у нас что было? Мячик, футбол, мороженое за девять копеек...

- Кино еще, наверное?

- Да, точно, еще кино, куда я ходил, поскольку у нас в квартире жила мама знаменитого артиста Николая Константиновича Черкасова. Она меня водила в кинотеатр «Знамя» у Технологического института. Потом ей звонил сам Николай Константинович: «Мамочка, ну как?». И мама говорила, что вот тут ей не понравилось, а там было лучше. Она была его главным ценителем и критиком. Моей маме она сразу говорила: «Мишка у вас - талант»...

В Консерваторию меня привела соседская девочка, потому что мама сидела с моим маленьким братом. Меня спросили, на чем буду играть - на скрипке или виолончели? Я понял, что виолончель - очень тяжело... Вот прошло 65 лет - как один день. Ну, может быть, два.

- Ваша карьера сложилась успешно, и сольная, и педагогическая. Была возможность рвануть еще выше и дальше...

- В стратосферу, что ли? Там же дышать нечем! Надо соизмерять. Жизнь не может состоять только из девяноста спектаклей за 10 или 20 дней. Потом руки и ноги начинают болеть. Жить второй жизнью не получится. Удовольствие и много всяких приятных вещей в жизни есть, особенно когда ты молодой. Отказаться от этого? Конечно, есть такие, как Гриша Соколов. Но он один, вот такое у него служение. Я не из этой плеяды. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях. Иначе что я мог бы вспомнить? Если я сыграл в своей жизни 200 раз концерт Брамса, а сказал бы, что 400? Важно один раз, но хорошо, верно?

- Интересен ли вам кто-то из современных скрипачей-звезд?

- ХХ век был золотым веком скрипичного искусства, не буду перечислять имен. А сейчас скрипичное искусство в мире находится в упадке. Наблюдается стремительное движение вниз. Оно и понятно, потому что трудно научиться, слишком много всяких отвлекающих маневров. Мне недавно сказали об одном знаменитом скрипаче: хорошо, что он успел выучиться, пока не было компьютеров, иначе ничего бы не вышло.

- Но все же кто соответствует вашим строгим критериям?

- Могу назвать Перельмана, Цукермана, но они уже немолодые. Помоложе - никого.

- А голландка Янин Янсен, например?

- Девочки все косят под Анну-Софи Муттер, на их фоне она сильно выделяется. Конечно, и она пережила свои лучшие годы. Муттер повезло, она общалась с Караяном, который в музыкальном плане привел ее к определенному качеству. Мне в моей жизни очень повезло на учителей, на людей, с которыми мог пообщаться, на дирижеров в том числе. Не говорю о Юрии Хатуевиче, с которым много общался, но и Светланов, Хайкин, Рахлин, Рождественский... Наблюдая за их творческим процессом, я учился анализировать свое исполнение. Замечательные были профессора, среди которых Исайя Александрович Браудо, знаток музыки Баха и добаховского периода, Надежда Александровна Голубовская - знаток исполнения моцартовских произведений...

- Сейчас, должно быть, везет вашим ученикам, с которыми вы делитесь опытом?

- Да, я считаю, что им везет. В мой класс попасть трудно, но кто попадает, сразу понимает, куда попали. Что валять дурака, если и можно, но не нужно...

#Гантварг #музыка #Консерватория

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.