Скорая музыкальная помощь

В БКЗ «Октябрьский» прошла премьера российского мюзикла «Оскар и Розовая Дама» по мотивам одноименной книги Эрика-Эмманюэля Шмитта на либретто Марии Ошмянской и музыку Антона Танонова.

Скорая музыкальная помощь | Создатели музыкальной версии «Оскара» заручились и поддержкой героев «Щелкунчика». ФОТО предоставлено организаторами проекта

Создатели музыкальной версии «Оскара» заручились и поддержкой героев «Щелкунчика». ФОТО предоставлено организаторами проекта

Мюзиклы всегда рождались на волне массового интереса к какому-либо популярному литературному сюжету. Предварительную работу по его популяризации с большим успехом проделал несколько лет назад моноспектакль, где и Розовую Даму, и обреченного мальчика Оскара сыграла народная любимица Алиса Фрейндлих. Это не означает, что публика, заполнявшая премьерные показы мюзикла, была той же, что на одноименном спектакле в Театре им. Ленсовета.

Для усиления зрительского спроса создатели мюзикального «Оскара» заручились поддержкой еще и мирового балетного бренда - «Щелкунчика», о чем заявили на афише, поместив туда и мышек, и игрушку из советского мультика. Так же, как в сказке Гофмана и знаменитом балете, в романе Шмитта история происходит накануне Рождества. На спектакле выяснилось, что в нежную музыкальную ткань проекта вписаны сочные цитаты из балета Чайковского во вполне академичной «упаковке» - для последующей активной работы, приводящей местами к почти диджейской нарезке.

«Щелкунчик» понадобился сценаристам для подкрепления темы двоемирия, ставшей основой драматургии мюзикла. Оскар, Пэгги и другие дети живут, как и полагается детям, в двух мирах - грустной реальности, где в финале останутся тела, и в сказочных грезах, куда умчатся невинные души. Щелкунчик, как известно, был благополучно расколдован, а вот умирающие дети, увы, нет. И поэтому судить новый мюзикл по гамбургскому счету решительно невозможно. Он обезоруживает критика еще до начала, когда входящих в «Октябрьский» встречают молчаливо улыбающиеся волонтеры с табличками «Пожалуйста, не аплодируйте».

Когда гаснет свет, вкрадчивый женский голос сообщает, что аплодисменты «сокращают жизнь мальчику Оскару». Затем тот же голос разъясняет, что за шум волн раздается из динамиков: это шум, который может звучать в ушах людей с ограниченными возможностями слуха. Сердце сжимается, сознание тех, у кого слуховые возможности безграничны, замирает, лишаясь какой бы то ни было критичности. И глазам предстала сладкая открыточная реальность: гигантская барочная рама как символ границы двух миров - больничной реальности и сказки, правды и фантазий. В этой раме возникали обворожительные видео с пейзажами европейских заснеженных улочек, игрушечные интерьеры уютных квартирок героев, а ближе к финалу - звездное небо.

В мюзикле участвовали слабослышащие актеры, с помощью жестов переводившие весь текст для той части публики, которая в этом нуждалась. Раздваивались и персонажи: жестами озвучивали свои роли двое исполнителей-дублеров. Под костюмом Розовой Дамы скрывался боксер Эрик с накачанными ножками и походкой вразвалочку - тот единственный, с кем Оскар оказался готов делиться переживаниями в последние дни жизни. А его потусторонняя, единственно не поющая душа была обречена молчаливо носить платье Пьеро.

В отличие от многих других мюзиклов этот получился на редкость низкодецибельным, словно приглушенным и притушенным. Отсутствие резкого света время от времени уводило в полудремотное состояние, подобно грезам наяву у теплого камина. В музыке не слышались «забойные хиты», но журчала она то уходя в «фоновый режим», то возвращаясь в виде ненавязчивых арий и танцевальных номеров.

Композитор Антон Танонов набил руку на мюзикловом формате: была слышна хирургическая расчетливость каждой ноты. Рецепт его «лекарства» замешан на крепкой эрудиции академического музыканта и знании голливудской киноклассики. Музыка была подобна пламени свечечки, поддерживающей своими бликами настроение Рождества, сладкий зуд в ожидании «даров волхвов».

Формат рождественской 3D-открытки норовила прорвать зловещая тема страшной болезни Оскара и его подруги Пэгги, но плотный золоченый картон не позволял. Люди в белых халатах - доктор Дюссельдорф, пугавший мрачными прогнозами, и его свита - еще чуть-чуть и превратились бы в жутких демонических персонажей, способных привнести в мюзикл остроту драматургического конфликта, которой здесь явно не хватает.

Но установки «на толерантность» не давали создателям перейти границы лояльности. Заигравшиеся в терапевтический маскарад словно утратили грань между искусством и неискусством, приторной спекулятивной красивостью, уводящей в плен пустых открыточных иллюзий. А потому и слезы публики не лились так, как, наверное, могли бы.

#«Октябрьский» #«Оскар и Розовая Дама» #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.