Скорая музыкальная помощь

В БКЗ «Октябрьский» прошла премьера российского мюзикла «Оскар и Розовая Дама» по мотивам одноименной книги Эрика-Эмманюэля Шмитта на либретто Марии Ошмянской и музыку Антона Танонова.

Скорая музыкальная помощь | Создатели музыкальной версии «Оскара» заручились и поддержкой героев «Щелкунчика». ФОТО предоставлено организаторами проекта

Создатели музыкальной версии «Оскара» заручились и поддержкой героев «Щелкунчика». ФОТО предоставлено организаторами проекта

Мюзиклы всегда рождались на волне массового интереса к какому-либо популярному литературному сюжету. Предварительную работу по его популяризации с большим успехом проделал несколько лет назад моноспектакль, где и Розовую Даму, и обреченного мальчика Оскара сыграла народная любимица Алиса Фрейндлих. Это не означает, что публика, заполнявшая премьерные показы мюзикла, была той же, что на одноименном спектакле в Театре им. Ленсовета.

Для усиления зрительского спроса создатели мюзикального «Оскара» заручились поддержкой еще и мирового балетного бренда - «Щелкунчика», о чем заявили на афише, поместив туда и мышек, и игрушку из советского мультика. Так же, как в сказке Гофмана и знаменитом балете, в романе Шмитта история происходит накануне Рождества. На спектакле выяснилось, что в нежную музыкальную ткань проекта вписаны сочные цитаты из балета Чайковского во вполне академичной «упаковке» - для последующей активной работы, приводящей местами к почти диджейской нарезке.

«Щелкунчик» понадобился сценаристам для подкрепления темы двоемирия, ставшей основой драматургии мюзикла. Оскар, Пэгги и другие дети живут, как и полагается детям, в двух мирах - грустной реальности, где в финале останутся тела, и в сказочных грезах, куда умчатся невинные души. Щелкунчик, как известно, был благополучно расколдован, а вот умирающие дети, увы, нет. И поэтому судить новый мюзикл по гамбургскому счету решительно невозможно. Он обезоруживает критика еще до начала, когда входящих в «Октябрьский» встречают молчаливо улыбающиеся волонтеры с табличками «Пожалуйста, не аплодируйте».

Когда гаснет свет, вкрадчивый женский голос сообщает, что аплодисменты «сокращают жизнь мальчику Оскару». Затем тот же голос разъясняет, что за шум волн раздается из динамиков: это шум, который может звучать в ушах людей с ограниченными возможностями слуха. Сердце сжимается, сознание тех, у кого слуховые возможности безграничны, замирает, лишаясь какой бы то ни было критичности. И глазам предстала сладкая открыточная реальность: гигантская барочная рама как символ границы двух миров - больничной реальности и сказки, правды и фантазий. В этой раме возникали обворожительные видео с пейзажами европейских заснеженных улочек, игрушечные интерьеры уютных квартирок героев, а ближе к финалу - звездное небо.

В мюзикле участвовали слабослышащие актеры, с помощью жестов переводившие весь текст для той части публики, которая в этом нуждалась. Раздваивались и персонажи: жестами озвучивали свои роли двое исполнителей-дублеров. Под костюмом Розовой Дамы скрывался боксер Эрик с накачанными ножками и походкой вразвалочку - тот единственный, с кем Оскар оказался готов делиться переживаниями в последние дни жизни. А его потусторонняя, единственно не поющая душа была обречена молчаливо носить платье Пьеро.

В отличие от многих других мюзиклов этот получился на редкость низкодецибельным, словно приглушенным и притушенным. Отсутствие резкого света время от времени уводило в полудремотное состояние, подобно грезам наяву у теплого камина. В музыке не слышались «забойные хиты», но журчала она то уходя в «фоновый режим», то возвращаясь в виде ненавязчивых арий и танцевальных номеров.

Композитор Антон Танонов набил руку на мюзикловом формате: была слышна хирургическая расчетливость каждой ноты. Рецепт его «лекарства» замешан на крепкой эрудиции академического музыканта и знании голливудской киноклассики. Музыка была подобна пламени свечечки, поддерживающей своими бликами настроение Рождества, сладкий зуд в ожидании «даров волхвов».

Формат рождественской 3D-открытки норовила прорвать зловещая тема страшной болезни Оскара и его подруги Пэгги, но плотный золоченый картон не позволял. Люди в белых халатах - доктор Дюссельдорф, пугавший мрачными прогнозами, и его свита - еще чуть-чуть и превратились бы в жутких демонических персонажей, способных привнести в мюзикл остроту драматургического конфликта, которой здесь явно не хватает.

Но установки «на толерантность» не давали создателям перейти границы лояльности. Заигравшиеся в терапевтический маскарад словно утратили грань между искусством и неискусством, приторной спекулятивной красивостью, уводящей в плен пустых открыточных иллюзий. А потому и слезы публики не лились так, как, наверное, могли бы.

#«Октябрьский» #«Оскар и Розовая Дама» #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?