Скорая музыкальная помощь

В БКЗ «Октябрьский» прошла премьера российского мюзикла «Оскар и Розовая Дама» по мотивам одноименной книги Эрика-Эмманюэля Шмитта на либретто Марии Ошмянской и музыку Антона Танонова.

Скорая музыкальная помощь | Создатели музыкальной версии «Оскара» заручились и поддержкой героев «Щелкунчика». ФОТО предоставлено организаторами проекта

Создатели музыкальной версии «Оскара» заручились и поддержкой героев «Щелкунчика». ФОТО предоставлено организаторами проекта

Мюзиклы всегда рождались на волне массового интереса к какому-либо популярному литературному сюжету. Предварительную работу по его популяризации с большим успехом проделал несколько лет назад моноспектакль, где и Розовую Даму, и обреченного мальчика Оскара сыграла народная любимица Алиса Фрейндлих. Это не означает, что публика, заполнявшая премьерные показы мюзикла, была той же, что на одноименном спектакле в Театре им. Ленсовета.

Для усиления зрительского спроса создатели мюзикального «Оскара» заручились поддержкой еще и мирового балетного бренда - «Щелкунчика», о чем заявили на афише, поместив туда и мышек, и игрушку из советского мультика. Так же, как в сказке Гофмана и знаменитом балете, в романе Шмитта история происходит накануне Рождества. На спектакле выяснилось, что в нежную музыкальную ткань проекта вписаны сочные цитаты из балета Чайковского во вполне академичной «упаковке» - для последующей активной работы, приводящей местами к почти диджейской нарезке.

«Щелкунчик» понадобился сценаристам для подкрепления темы двоемирия, ставшей основой драматургии мюзикла. Оскар, Пэгги и другие дети живут, как и полагается детям, в двух мирах - грустной реальности, где в финале останутся тела, и в сказочных грезах, куда умчатся невинные души. Щелкунчик, как известно, был благополучно расколдован, а вот умирающие дети, увы, нет. И поэтому судить новый мюзикл по гамбургскому счету решительно невозможно. Он обезоруживает критика еще до начала, когда входящих в «Октябрьский» встречают молчаливо улыбающиеся волонтеры с табличками «Пожалуйста, не аплодируйте».

Когда гаснет свет, вкрадчивый женский голос сообщает, что аплодисменты «сокращают жизнь мальчику Оскару». Затем тот же голос разъясняет, что за шум волн раздается из динамиков: это шум, который может звучать в ушах людей с ограниченными возможностями слуха. Сердце сжимается, сознание тех, у кого слуховые возможности безграничны, замирает, лишаясь какой бы то ни было критичности. И глазам предстала сладкая открыточная реальность: гигантская барочная рама как символ границы двух миров - больничной реальности и сказки, правды и фантазий. В этой раме возникали обворожительные видео с пейзажами европейских заснеженных улочек, игрушечные интерьеры уютных квартирок героев, а ближе к финалу - звездное небо.

В мюзикле участвовали слабослышащие актеры, с помощью жестов переводившие весь текст для той части публики, которая в этом нуждалась. Раздваивались и персонажи: жестами озвучивали свои роли двое исполнителей-дублеров. Под костюмом Розовой Дамы скрывался боксер Эрик с накачанными ножками и походкой вразвалочку - тот единственный, с кем Оскар оказался готов делиться переживаниями в последние дни жизни. А его потусторонняя, единственно не поющая душа была обречена молчаливо носить платье Пьеро.

В отличие от многих других мюзиклов этот получился на редкость низкодецибельным, словно приглушенным и притушенным. Отсутствие резкого света время от времени уводило в полудремотное состояние, подобно грезам наяву у теплого камина. В музыке не слышались «забойные хиты», но журчала она то уходя в «фоновый режим», то возвращаясь в виде ненавязчивых арий и танцевальных номеров.

Композитор Антон Танонов набил руку на мюзикловом формате: была слышна хирургическая расчетливость каждой ноты. Рецепт его «лекарства» замешан на крепкой эрудиции академического музыканта и знании голливудской киноклассики. Музыка была подобна пламени свечечки, поддерживающей своими бликами настроение Рождества, сладкий зуд в ожидании «даров волхвов».

Формат рождественской 3D-открытки норовила прорвать зловещая тема страшной болезни Оскара и его подруги Пэгги, но плотный золоченый картон не позволял. Люди в белых халатах - доктор Дюссельдорф, пугавший мрачными прогнозами, и его свита - еще чуть-чуть и превратились бы в жутких демонических персонажей, способных привнести в мюзикл остроту драматургического конфликта, которой здесь явно не хватает.

Но установки «на толерантность» не давали создателям перейти границы лояльности. Заигравшиеся в терапевтический маскарад словно утратили грань между искусством и неискусством, приторной спекулятивной красивостью, уводящей в плен пустых открыточных иллюзий. А потому и слезы публики не лились так, как, наверное, могли бы.

#«Октябрьский» #«Оскар и Розовая Дама» #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...