Скоморохи во фраках. Камерному ансамблю народных инструментов - 50 лет

«Тогда, полвека назад, задача была очень простая: подготовить вечер встречи с первым курсом, приехавшим с уборки овощей. Наш второй курс факультета культурно-просветительной работы тоже подготовил свое выступление - так и родился камерный оркестр народных инструментов», - рассказал его бессменный художественный руководитель заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры Виктор Акулович.

Скоморохи во фраках. Камерному ансамблю народных инструментов - 50 лет | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Было это в октябре 1969 года. Спустя пятьдесят лет на юбилейном концерте «Скоморохов» в Академической капелле на сцене были два человека из самого первого состава коллектива - сам Виктор Акулович и профессор института культуры Александр Абакшонок, исполнивший партию баяна в танце «Шенкурские заковырки».

- Почему скоморохи? Это вовсе не какие-то балагуры и потешники, как почему-то принято считать, а профессиональные исполнители высокого уровня, несущие народную музыкальную культуру. Когда нас впервые пригласили в Малый зал Филармонии - а мы дружим с ним уже сорок лет, - то спросили: вы можете выйти на сцену не в сапогах? И со временем, действительно, мы все чаще стали выходить на сцену... во фраках, - говорит Акулович.

Рубаха навыпуск, красные полосатые штаны и сапоги - в таком фольклорном виде оркестр объездил почти весь мир, побывал в двадцати странах Западной Европы, Азии и Африки. Там действительно не поняли бы, если русскую народную музыку стали бы исполнять артисты во фраках.

- Нам довелось немало гастролировать в мире: практически везде к собственному народному искусству относятся с большим интересом. И только у нас почему-то пренебрежительно, в лучшем случае - как будто бы стесняясь. На самом деле - известно почему: с петровских времен в России превозносили музыкальную культуру, пришедшую из Европы, а собственную традицию именовали почему-то «кучерской музыкой». До сих пор эти стереотипы живучи, - поясняет Акулович.

«Скоморохи» учат людей уважительно относиться к собственной национальной культуре. И все равно в Петербурге, который считается городом европейской классической культуры, народная музыка остается как будто на заднем плане. С этим вкусом широкой публики приходится считаться.

Поэтому сегодня «Скоморохи» - это не только русский национальный репертуар. Хотя коллектив родился действительно как ансамбль народных инструментов, со временем он несколько изменил направление: стал больше академическим и более близким к культуре северной столицы. Он пропагандирует музыку петербургских композиторов, исполняя ее на народных инструментах. Главные из них - домра, баян и балалайка.

- Мы исполняем произведения Валерия Гаврилина, Исаака Шварца, Андрея Петрова. Их музыка звучит очень достойно на русских народных инструментах. Шварц вообще меня принял только после того, как мы исполнили музыку Дмитрия Шостаковича... Сейчас мы сотрудничаем с Сергеем Слонимским и Вадимом Биберганом, - говорит художественный руководитель «Скоморохов».

Вообще, по его мнению, возможности в использовании разных стилей безграничны: фольклор сочетается с классикой, эстрадой и даже авангардом. «Скоморохи» вместе с артистами театра «Зазеркалье» записали радиовариант первой русской оперы на национальный сюжет с использованием народной музыки - «Мельник - колдун, обманщик и сват», созданной еще в XVIII веке композитором Михаилом Соколовским. С оркестром постоянно выступают солисты Мариинского театра.

Кроме всего прочего, «Скоморохи» - это все-таки еще и часть учебного процесса института культуры. Коллектив студенческий - за пятьдесят лет через него прошли около четырехсот человек. Студенты сами делают аранжировки для русских народных инструментов, дирижируют и исполняют произведения.

#народное творчество #ансамбль #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (6596) от 25.12.2019 под заголовком «Скоморохи во фраках».


Комментарии