Сказки «Площади искусств»

Маэстро Юрий Темирканов и пианист Евгений Кисин открыли XVIII международный зимний фестиваль «Площадь искусств» в Большом зале Филармонии музыкой Рахманинова, Стравинского и Чайковского.

Сказки «Площади искусств» | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

Любой престижный фестиваль, как известно, начинается с буклета. Трудно найти другой подобного рода форум, буклет которого из года в год своим видом настойчиво декларирует идею незыблемых ценностей. На его обложке, выполненной в цвете обивки филармонических диванов, меняются только цифры года, поскольку с некоторых пор стабильными стали и даты проведения декабрьского форума — десять дней до католического Рождества.

Противостоять ослабевающей коллективной памяти и сохранять «великое музыкальное наследие» — правильно. Неправильно — создавать из года в год ощущение дежавю там, где нужно будить фантазию, учить мыслить нестандартно и стимулировать интерес к истории музыки не как к догме и предмету культа, а как к животворящему процессу. Если же подчиненные так стремились угодить своему начальнику — великому маэстро, чей портрет из года в год украшает этот неживой буклет, так надо еще поискать человека, которому так претят подобострастие, идолопоклонство и сотворение кумиров.

Впрочем, когда заканчивается знакомство с буклетом и начинается изучение программы, становится понятно, что динамика смыслов и тяга к разнообразию все же двигали

создателями фестиваля этого года. Рядом с хорошо известной классикой заметны точечные касания к музыке современной — сочинениям Джона Адамса и Йорга Видмана, а имена мэтров Юрия Темирканова и Николая Алексеева соседствуют в афише с именами их младших коллег Алексея Ньяги и Максима Емельянычева.

Мы живем в постоянном, зачастую бессмысленном мельтешении. На традиционной пресс-конференции, состоявшейся перед открытием «Площади искусств» в отеле «Европа», из года в год принимающей гостей и участников фестиваля, пианист Евгений Кисин продемонстрировал, как важно никуда не спешить, чтобы везде успевать, напомнив размышления Алисы из философской сказки Кэрролла. Ему задавали тривиальные вопросы о том, почему именно так составлена программа сольного концерта или почему он так редко приезжает в Петербург с концертами. Он отвечал, и в этих ответах возникали паузы, которые поначалу принимались суетливой публикой как точки в коротких отповедях. Назойливый вопрошатель не был способен дождаться полного ответа, а Кисин вдруг продолжал отвечать, непреклонно существуя в своем темпоритме. Его взвешенное, строгое и ответственное отношение к словам подкупало.

Музыкант продолжил «отвечать» и демонстрировать безупречное чувство стиля уже на концерте, исполнив один из своих горячо любимых концертов, который он «готов играть всю жизнь», — Второй концерт Рахманинова. Он играл с пронзительным вниманием и уважением к тексту, без интерпретаторских амбиций. Оркестр под управлением мудрого Юрия Темирканова деликатно вторил его намерениям, избирая стратегию не резких контрастов, подчиняясь гипнотическому рахманиновскому мелосу. Сопротивленческая семантика до минора, идущая от Пятой симфонии Бетховена (где «судьба стучится в дверь»), обрела у Рахманинова иные культурно-философские устремления. Трагизм бытия и тяжесть судьбы здесь преодолены глубоким погружением в красоту вечно женственного, наполняющую медленную вторую часть, как источник вечного вдохновения и силы духа. Там Рахманинов, кажется, неожиданно для себя пересекся с Малером — его знаменитым Адажиетто из Пятой симфонии.

Петербургских филармоников гипнотизировал и будто лишал дара речи не столько Рахманинов, сколько Евгений Кисин — чистотой интонации и ясностью параметров звука. Кода финала концерта, смодулировавшая по бетховенскому завету в до мажор («от мрака к свету»), стала восторженным гимном счастью, переполнившему двух музыкантов от их долгожданной встречи на петербургской сцене.

Единственным бисом пианиста стало «Размышление» Чайковского, прозвучавшее в абсолютной тишине.

Во второй части концерта Юрий Темирканов выплеснул свою страсть к Италии в сюите из балета «Пульчинелла» Стравинского, «сшитого» из музыки Перголези для «Русских сезонов» Дягилева. Здесь очень кстати пришлась фирменная ирония маэстро, магическим образом передавшего в звуках краски неаполитанского солнца, моря, поигравшего в маскарад дель арте и напомнившего об ароматах итальянской кухни. В сюите из балета «Жар-птица» Стравинского оркестранты не на шутку увлеклись фантастическими сказочными ландшафтами. Загипнотизированные коварными восточными соблазнами, они едва не стали застывшими жертвами Кощеева царства...

Но по законам сказки добро непременно побеждает зло, а потому маэстро Темирканов вслед за Стравинским по мановению своей волшебной дирижерской палочки озарил Большой зал светом разума и побеждающей любви.

#Темирканов #Кисин #фестиваль

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?