Сказка в подарок

Премьера двухактной оперы «Поди туда - не знаю куда» петербургского композитора Светланы Нестеровой состоялась в Большом зале Филармонии в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова.

Сказка в подарок | Владимир Беглецов. ФОТО из архива Концертного хора Санкт-Петербурга

Владимир Беглецов. ФОТО из архива Концертного хора Санкт-Петербурга

Премьера была не просто приурочена к 25-летию Концертного хора, она фактически стала ему подарком. По признанию композитора, замысел этой оперы принадлежит Владимиру Беглецову, «удивительному музыканту, художнику с невообразимой интуицией». Что может быть лучше, чем получить сказку в подарок?

В массовую культуру страны современный переработанный вариант этой сказки вошел благодаря актеру Леониду Филатову, назвавшему ее «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца». Он же записывал ее на телевидении и читал. Многие строчки разошлись на цитаты и кочуют до сих пор. Сама же народная сказка куда менее весела, она скорее мрачна и плохо заканчивается. На нее и опиралась Светлана Нестерова, взяв для работы либретто Веры Куприяновой.

В опере три героя: два положительных - Марья с Андреем, один однозначно отрицательный - алчный, похотливый, но бессильный Царь. Композитор написала ухающий, ресторанно-эстрадного пошиба хор народа, челяди, царского окружения, который только и умеет, что голосить, славословя Царя-кормильца. А тому мало этого: «Одного не понимаю: что ж так тихо вы поете? Еще раз! Все вместе!». Партия Царя написана для тенора, от которого требуется петь в «плебейской» манере, с какой блистательно справился Егор Николаев.

Хор Беглецова - кладезь ярких индивидуальных голосов. А нет ничего лучше, когда хор - собрание индивидуальностей, готовых сливаться в гармонии. Этот хор также отличается самоиронией и чувством юмора, идущими, вероятно, от руководителя. А где самоирония - там адекватность, никакого самолюбования, а потому и полный контакт с аудиторией.

Во время исполнения этой хоровой оперы постоянно возникала мысль о необходимости скорейшей ее постановки. Дело за малым - найти театр и толкового режиссера. Стиль оперы наверняка понравится широкой публике: все красиво, разнообразно, «маслянисто и акварельно», ритмически и гармонически богато и главное - абсолютно понятно всем. Сказка начинается с интригующей туманности, зеленоватого свечения, заманивающего в темный лес. В увертюре - концентрация завораживающей сказочности с арфовыми всплесками, рокотом фаготов, гипнотическим повторением: «Поди туда - не знаю куда... С пути собьешься - назад не вернешься»...

Светлана Нестерова выступила достойной наследницей традиций русских композиторов-сказочников, а в эпизодах с инфернальными персонажами вдруг мерцала тень Шостаковича с его колючими и злыми фактурами. Раздолье для фантазии композитора давали загробные миры - сначала черти с вулканической температурой места их обитания, куда Царь отправил Андрея добыть ключ от бриллиантовой кладовой, «который мой батюшка из жадности на тот свет ухватил». Черти, певшие женскими голосами, напоминали о всевозможных вальпургиевых ночах, вердиевских ведьмах из «Макбета» и, как уже говорилось, о музыке Шостаковича с его хлесткими «нечестивыми» ритмами. Царство теней, где герой должен был добыть венчальное кольцо покойной матушки Царя, предстало апофеозом музыкального холода. Нестерова выступила мастером оркестровки. Ближе к финалу слушателей ожидала, пожалуй, самая эффектная сцена чуда - нападение птиц из свиты Марьи на завравшегося Царя. В оркестре звучали свист, клекот, шуршание перьев, музыка напомнила сцену спиритического сеанса из «Огненного ангела» Прокофьева...

Сегодня серия юбилейных концертов хора под руководством Владимира Беглецова продолжится выступлением в Академической капелле с программой хоровой музыки Чайковского, Шостаковича и Салманова.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5828) от 11.11.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.