Сказка больше, чем жизнь

Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил в Концертном зале Мариинского театра считавшуюся на протяжении более ста лет утерянной «Погребальную песню» Игоря Стравинского, сочиненную композитором на смерть его учителя Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Сказка больше, чем жизнь | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Мировая премьера «Погребальной песни» состоялась 107 лет назад, в январе 1909 года, в Петербурге в Большом зале Консерватории в исполнении оркестра графа Шереметева под управлением Феликса Блуменфельда через год после смерти Римского-Корсакова. Стравинский в своих мемуарах «Хроника моей жизни» так вспоминал об этом: «К несчастью, партитура этого произведения пропала в России во время революции вместе с множеством других оставленных мною вещей. Я забыл музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу. Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя... Вещь эта произвела сильное впечатление как на публику, так и на меня самого». Даже по этому отрывку можно почувствовать силу переживания и экспрессии, заложенной Стравинским в своем мемориальном сочинении. Оркестровые голоса этого раннего сочинения Стравинского были обнаружены случайно - во время капитального переезда нашей Консерватории с Театральной, 3, на Глинки, 2. Библиотекарь Ирина Сидоренко, экстренно пакуя ноты, наткнулась на рукописи, «объявленные в розыск» Натальей Брагинской, специалистом по творчеству Стравинского, не так давно занявшей пост проректора по научной работе. «Ноты десятилетиями лежали у нас под боком, а мы не знали об их существовании! Но и не могли знать, потому что они не числились в картотеке консерваторской библиотеки: инвентарная книга показала, что их списали в начале 1950-х, когда в СССР имя композитора Стравинского было пугалом космополитизма и формализма. Списали, но не уничтожили, а уложили в глубину бездонного дубового шкафа, замаскировав плотными рядами нот, числившихся на балансе», - рассказала перед началом концерта Наталья Брагинская.

Программа вечера была идеально и изобретательно скомпонована, не только продемонстрировав тесную связь между учителем и учеником, но и образовав своего рода хронологический триптих. Его открыла сюита из предпоследней оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», после чего прозвучала «Погребальная песнь», а завершился этот грандиозный концерт музыкой балета «Жар-птица» (1910). Все три сочинения обнаружили поразительную генетическую связь, начавшись с мистически окрашенного движения в низком регистре, словно питаясь силами подземных сил народного мифа и многовекового ритуала. Абсолютное родство чувствовалось и в мастерстве оркестрового письма, в стремлении к бесконечному разнообразию в поиске новых звучностей, новых тембровых микстов, неслыханных гармоний. Но в «Погребальной песне» виделись еще и маски Вагнера. Сознательно или подсознательно Стравинский зарифмовал персону учителя с вагнеровским героем, в частности, с Зигфридом, дав в разных ритмоформулах и гармоническом освещении явную отсылку к траурному маршу из «Гибели богов». Но ведь и Римский-Корсаков находился в определенной мере под гипнозом творчества автора «Парсифаля».

«Погребальная песня», написанная в ля-миноре для обогащенного тройного состава оркестра, восстановленная при помощи композитора Юрия Акбалькана (ученика Сергея Слонимского), открыла Стравинского отчасти уже и «Весны священной» с ее рериховскими пейзажами, ритуальными мотивами. В ней слышались и апокалиптические мистериальные скрябинские трубы. Но затмило все оргиастическое сияние «Жар-птицы» Стравинского с ее нескончаемо фонтанирующей симфонической фантазией, где «учение» Римского-Корсакова с его любовью к русской сказке вспыхнуло в музыке ученика, подобно возродившейся птице Феникс.

Валерий Гергиев выступил дирижером-медиумом, которому, как мало кому другому, подвластно связывать миры прошлого с настоящим и заглядывать в будущее, где вслед за гибелью страшного Кащеева царства брезжит слепящий свет «всеобщего ликования».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5845) от 06.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.