Сказка пойдёт по новому руслу? Сериал «Последний богатырь. Наследие» доступен к просмотру в онлайн-кинотеатрах
Под новогодние праздники телеканал «Россия-1» показал сказочный сериал «Последний богатырь. Наследие» (6+). Сейчас все восемь эпизодов можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах.
Кадр из сериала «Последний богатырь. Наследие»
В первую очередь эта сложносочиненная история порадовала любителей киноцикла «Последний богатырь» — знакомые герои, новые приключения. Однако и о тех, кто отправился в Белогорье (родной мир Ивана Муромца) впервые, создатели сериала тоже позаботились. История начинается с краткого экскурса в прошлое. То бишь в события, которые легли в основу полнометражных фильмов «Последний богатырь», «Последний богатырь. Корень зла» и «Последний богатырь. Посланник тьмы».
Зрителю напоминают, что сын Ильи Муромца Иван (Виктор Хориняк) вырос в современной Москве, где его спрятал от темных сил волшебник Светозар. Чудом вернувшись домой, герой проходит долгий путь, превращается из Ивана-дурака в богатыря, по ходу действия неоднократно спасая сказочный мир.
Поселившись в конце концов в Белогорье, первый парень двух миров обзаводится женой Василисой и дочками, Марьей и Софьей. Именно об этих барышнях и сложена новая киносказка — добрая, неспешная, нестрашная, имеющая не слишком большое отношение к славянской мифологии, подпитанная образами и визуалом «Властелина колец». Что неудивительно — три первых полнометражных фильма богатырской саги сняты под крылом и при участии компании «Уолт Дисней Компани СНГ».
Сериал — первая самостоятельная работа российских продюсеров. И, по сути, первая попытка отечественных кинематографистов сочинить собственную волшебную вселенную, равновесную мирам Джона Рональда Руэла Толкиена, Клайва Стейплза Льюиса (автора цикла книг о Нарнии), Джорджа Мартина (создателя романов, легших в основу сериала «Игра престолов»). Все эти земли строятся на основе древних мифов, легенд и эпосов, но каждый из авторов по‑своему обживает и дополняет старинные предания. Кто‑то просто наделяет нечисть (эльфов, оборотней, фей) новыми талантами и умениями, кто‑то дает жизнь целым видам, создавая их по образу и подобию уже известных (так родились хоббиты).
Скажем прямо, со славянской мифологией справиться сложно — мы слишком мало знаем о верованиях своих предков. То, что записано, относится к поздним временам. То, что передается из уст в уста, в каждой губернии звучит по‑разному и с каждым столетием видоизменяется. Не секрет, что языческие легенды давно адаптированы к христианской идеологии.
Понимая это, создатели сериала, режиссером которого выступил Антон Маслов, углубляться в этнографию и прочие источники не стали. За основу они взяли современные детские версии старинных сказок — без лишних ужасов, архетипов, инициации через смерть и прочего.
Как и в полнометражных фильмах богатырской саги, кинематографисты не поскупились на эффекты. Сказочную страну, выстроенную еще для первых «богатырских» фильмов в Подмосковье, подновили. Для Ивана Муромца возвели новый терем.
Говорят, что авторы декораций и костюмов вдохновлялись творчеством Ивана Билибина, Аполлинария Васнецова и Михаила Врубеля, искали цветовые решения в древнерусской иконописи. Однако все это так сильно переработано на новый лад, что даже знатокам вряд ли удастся построить параллели.
Кроме того, совершенно очевидно, что Белогорье раскинулось по соседству со Средиземьем — там и тут правят бал волшебники одной и той же школы, да и величественные горные пейзажи схожи. «Самое диво дивное — это бессчетное число миров, которые раскинулись, словно ромашки на цветущем поле», — говорится в начале сериала. Мир Белогорья не просто одна из ромашек, это цветок, в котором собраны лепестки самых разных фантазийных реальностей. В этом и сила его, и слабость, потому как не всегда прививка вереска к ромашке оказывается удачной, не все аллюзии и заимствования вписаны органично. И все‑таки наблюдать за тем, как Белогорье становится полноценным миром, расширяется, обрастает легендами, персонажами, деталями, интересно.
Строителям его еще предстоит уточнить законы местной магии, географию и населить волшебные земли новой забавной нечистью. Мы уже знаем, что тут обитают богатыри, Баба-яга, Водяной, Соловей-разбойник и Кощей Бессмертный. А Лешие, если верить героине сериала, отчего‑то не водятся. Существуют ли Полевики, Полудница, Шишига и Лихо Одноглазое, пока неизвестно. И если появятся, то насколько похожими будут на своих мифических прототипов?
Когда выйдет второй сезон сериала, официально пока не объявлено, но есть основания полагать, что долго ждать не придется, ибо счастливый финал развязывает не все узлы.
Действие первого сезона разворачивается сразу в двух мирах. По оплошности Софьи Иван Муромец растворяется в силе земли. За помощью приходится обратиться к его юной копии — московскому Ивану из прошлого, который еще не в курсе того, что стал отцом.
Впрочем, вполне возможно, что речь идет не о прошлом и не о современной нам всем реальности, а о некоем параллельном измерении. Не случайно ведь в самом начале первой серии зрителей предупреждают о том, что после появления Ивана жизнь в Белогорье «пошла по новому руслу, а что стало с прежним течением, никому не ведомо».
Тем более что и Москва, в которую попадает Софья, не вполне соответствует нашим представлениям о действительности. Третьяковская галерея здесь служит «художественно-исправительным заведением» для тех, кто незаконно пересек границу между мирами, а в торговом центре можно обнаружить волшебную мастерскую, где починят даже иномирный артефакт. И очень может быть, что именно эта линия противостояния богатырей и музейщиков — хранителей границ станет основой сюжета новых серий.
Читайте также:
«Я знаю места». В Театре эстрады состоялась презентация проекта «Судьба на карте»
На больших экранах вышла киносказка «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7837) от 30.01.2025 под заголовком «Сказка пойдет по новому руслу?».
Комментарии