Сицилийские страсти на Галерной

Премьера постановки оперы «Сельская честь» Масканьи стала первой в новом сезоне театра «Санкт-Петербург-опера».

Сицилийские страсти на Галерной  | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Здесь режиссеру Юрию Александрову есть где развернуться, нарушая условности сцены, переходя границы рампы. Пьетро Масканьи, взяв за основу новеллу Джованни Верги, написал образцово-показательную оперу, с которой начал отсчет оперный веризм (реалистическое направление. – Прим. ред.), достигший своего апогея в музыке Джакомо Пуччини. В веристских операх пение подгоняется под непосредственное выражение чувств героев, максимально близкое к жизненной правде. Музыка выражает предельные эмоциональные состояния персонажей. Если учесть, что «Сельская честь» повествует о горячих нравах сицилийцев, то можно представить, какой силы эмоционально-смысловой заряд заложен в партитуре этой оперы.

Режиссерские задачи успешно решили на сцене «Санкт-Петербург-опера» сопрано Елена Тихонова (Сантуцца), тенор Всеволод Калмыков (Туридду) и баритон Юрий Борщев (Альфио). Неожиданно большую нагрузку получила в спектакле и партия матери Туридду – Лючии в ярком исполнении меццо-сопрано Кристины Метелица.

Сюжет этой оперы как никакой другой обнажает ту сценарную схему, на которой постепенно вырастало искусство телесериала или «мыльной оперы». В основе – драма несчастной любви и убийство из ревности. Вот главная героиня – гордая Сантуцца, брошенная влюбчивым солдатом Туридду. Он переключил внимание на более привлекательную вертихвостку Лолу. Сантуцца не смиряется и, ослепленная былой страстью, провоцирует мужа Лолы – возчика Альфио, жгучего сицилийца с крепкими кулаками. Туридду принимает вызов и погибает от ножа.

Композитор средствами оперы возвышает эту бытовую историю до масштабов подлинной человеческой трагедии. Юрию Александрову эти страсти тоже по душе. А потому он с первых тактов оперы принялся оправдывать слепую страсть Сантуццы, которой оставлен плод былой любви – ребенок. Елене Тихоновой не привыкать работать на сцене с детьми: на ее счету, к примеру, партия Мадам Баттерфляй в одноименной опере Пуччини.

Вместе с неизменным художником Вячеславом Окуневым режиссер «упаковал» спектакль в обертку черно-белого кино. На белую коробку сцены проецировались виды тратторий, улочек сицилийской деревушки. Если учесть, что зеркало сцены в этом театре очень похоже на экран небольшого кинотеатра, то можно понять, какими счастливыми оперными кинозрителями могла почувствовать себя публика на премьере. В черное были одеты и главные герои, словно нося «траур по жизни».

Запретную любовь, нарушающую закон, режиссер подчеркнул, выпустив Туридду с любовницей Лолой прямо в зрительный зал. Исполнительница партии Лолы Наталья Кочубей лихо качала бедрами, соблазняя обаятельного деревенского увальня, каким Туридду предстал в облике Всеволода Калмыкова. С партией не совсем по плечу тенор справлялся, компенсируя пение драматической игрой.

Если не считать массовых сцен, зачем-то приправленных танцами девиц, которые в маленьком пространстве ничего, кроме суеты, не создавали, дуэтные и ансамблевые сцены режиссер поставил со знанием дела.

Для сопрано Елены Тихоновой партия Сантуццы стала еще одним звездным часом. Она чувствовала себя в этой роли, как птица в полете, даря слушателям свое упоение от непростой партии. Режиссер дал ей возможность показать гамму чувств – от нежной любви до звериного отчаяния и ненависти. Туридду в «Сельской чести» убили в пасхальное воскресенье по навету проклявшей его Сантуццы. И режиссер жестоко расправился с героиней, предоставив ей шанс закончить жизнь самоубийством.

Оркестр, ведомый Александром Гойхманом, в целом держался стилевых рамок. Иногда, правда, возникали шероховатости, нарушающие стройность мелодических линий. Но режиссерский эмоциональный накал был настолько силен, что возбужденным слушателям передалось волнение музыкантов. А музыканты очень переживали за непростые судьбы простых итальянских героев.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5590) от 23.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...