Сицилийские страсти на Галерной

Премьера постановки оперы «Сельская честь» Масканьи стала первой в новом сезоне театра «Санкт-Петербург-опера».

Сицилийские страсти на Галерной  | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Здесь режиссеру Юрию Александрову есть где развернуться, нарушая условности сцены, переходя границы рампы. Пьетро Масканьи, взяв за основу новеллу Джованни Верги, написал образцово-показательную оперу, с которой начал отсчет оперный веризм (реалистическое направление. – Прим. ред.), достигший своего апогея в музыке Джакомо Пуччини. В веристских операх пение подгоняется под непосредственное выражение чувств героев, максимально близкое к жизненной правде. Музыка выражает предельные эмоциональные состояния персонажей. Если учесть, что «Сельская честь» повествует о горячих нравах сицилийцев, то можно представить, какой силы эмоционально-смысловой заряд заложен в партитуре этой оперы.

Режиссерские задачи успешно решили на сцене «Санкт-Петербург-опера» сопрано Елена Тихонова (Сантуцца), тенор Всеволод Калмыков (Туридду) и баритон Юрий Борщев (Альфио). Неожиданно большую нагрузку получила в спектакле и партия матери Туридду – Лючии в ярком исполнении меццо-сопрано Кристины Метелица.

Сюжет этой оперы как никакой другой обнажает ту сценарную схему, на которой постепенно вырастало искусство телесериала или «мыльной оперы». В основе – драма несчастной любви и убийство из ревности. Вот главная героиня – гордая Сантуцца, брошенная влюбчивым солдатом Туридду. Он переключил внимание на более привлекательную вертихвостку Лолу. Сантуцца не смиряется и, ослепленная былой страстью, провоцирует мужа Лолы – возчика Альфио, жгучего сицилийца с крепкими кулаками. Туридду принимает вызов и погибает от ножа.

Композитор средствами оперы возвышает эту бытовую историю до масштабов подлинной человеческой трагедии. Юрию Александрову эти страсти тоже по душе. А потому он с первых тактов оперы принялся оправдывать слепую страсть Сантуццы, которой оставлен плод былой любви – ребенок. Елене Тихоновой не привыкать работать на сцене с детьми: на ее счету, к примеру, партия Мадам Баттерфляй в одноименной опере Пуччини.

Вместе с неизменным художником Вячеславом Окуневым режиссер «упаковал» спектакль в обертку черно-белого кино. На белую коробку сцены проецировались виды тратторий, улочек сицилийской деревушки. Если учесть, что зеркало сцены в этом театре очень похоже на экран небольшого кинотеатра, то можно понять, какими счастливыми оперными кинозрителями могла почувствовать себя публика на премьере. В черное были одеты и главные герои, словно нося «траур по жизни».

Запретную любовь, нарушающую закон, режиссер подчеркнул, выпустив Туридду с любовницей Лолой прямо в зрительный зал. Исполнительница партии Лолы Наталья Кочубей лихо качала бедрами, соблазняя обаятельного деревенского увальня, каким Туридду предстал в облике Всеволода Калмыкова. С партией не совсем по плечу тенор справлялся, компенсируя пение драматической игрой.

Если не считать массовых сцен, зачем-то приправленных танцами девиц, которые в маленьком пространстве ничего, кроме суеты, не создавали, дуэтные и ансамблевые сцены режиссер поставил со знанием дела.

Для сопрано Елены Тихоновой партия Сантуццы стала еще одним звездным часом. Она чувствовала себя в этой роли, как птица в полете, даря слушателям свое упоение от непростой партии. Режиссер дал ей возможность показать гамму чувств – от нежной любви до звериного отчаяния и ненависти. Туридду в «Сельской чести» убили в пасхальное воскресенье по навету проклявшей его Сантуццы. И режиссер жестоко расправился с героиней, предоставив ей шанс закончить жизнь самоубийством.

Оркестр, ведомый Александром Гойхманом, в целом держался стилевых рамок. Иногда, правда, возникали шероховатости, нарушающие стройность мелодических линий. Но режиссерский эмоциональный накал был настолько силен, что возбужденным слушателям передалось волнение музыкантов. А музыканты очень переживали за непростые судьбы простых итальянских героев.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5590) от 23.11.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.