«Шапель» расцвела. Романтический павильон снова открылся в Царском селе

В Александровском парке музея-заповедника «Царское Село» открылся после реставрации самый романтический павильон — «Шапель». Трудно поверить, что еще месяц назад он стоял в лесах, а территория вокруг представляла собой строительную площадку.

«Шапель» расцвела. Романтический павильон снова открылся в Царском селе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Теперь к «Шапели» можно дойти по прямой, протянутой от Крестового канала до Розовой караулки, аллее — ровеснице павильона. Имя она получила по обрамлявшим ее кустам сирени, которых, если верить историческим источникам, была тьма. Старых растений почти не осталось. Сотрудники музея высадили несколько десятков новых кустов исторических французских сортов «Мадам Лемуар», «Шарль Жоли» и других.

Сирень — последний завершающий штрих в облике романтического павильона. Зацветет она в лучшем случае через год-два, но и сегодня «Шапель» способна поразить необычной архитектурой и магией подлинности.

— Открытие павильона — праздник и результат многолетних усилий, — сказала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова. — «Шапель» — шедевр давно и незаслуженно забытый. Его мало знают даже жители Царского Села. Наконец он дождался первой в своей почти двухсотлетней истории комплексной реставрации.

Сооружение в виде разрушенной временем готической капеллы на окраине Александровского парка возвели в 1825 — 1828 годах по проекту Адама Менеласа. Две башни, одна из которых, по замыслу автора, живописно «обвалилась», соединены широкой аркой. Свет, проникавший сквозь «готическое» окно, освещал фигуры ангелов и статую Христа.

После революции павильон служил музейным объектом, но в 1930-е годы его приспособили под жилье. В начале войны часть кровли высокого здания разобрали, на чердаке установили зенитки. Во время оккупации фашисты использовали ту же точку в качестве наблюдательного пункта.

В 1950-е годы «Шапель» отремонтировали и законсервировали. В следующем десятилетии планировалось павильон отреставрировать и даже открыть в нем кафе-мороженое. Но, по некоторым данным, нижний этаж памятника использовался под жилье до конца 1960-х. О реставрации и капитальном ремонте вопрос поднимался не раз, но до дела так и не дошло.

Новый век творение Менеласа встретило в аварийном состоянии: кровля проржавела, своды утратили надежность, в кирпичной кладке возникли глубокие трещины, не имеющие отношения к замыслу автора «руины».

Семь лет назад сооружение комплексно обследовали, последние два года в нем шли ремонтно-реставрационные работы: усиление конструкций, ремонт кровли, реставрация элементов отделки...

Из менеласовских построек Александровского парка только «Шапель» сохранила подлинные резные оконные заполнения, лепнину свода, роспись, имитирующую «готические» окна и ткань со светло-голубым бордюром.

Реставраторы не вторгались в подлинные элементы декора, не восполняли утраты. То, что дошло до наших дней, укрепили и законсервировали.

Скульптура, стоявшая под высокими сводами капеллы, не вернулась. Фигуры ангелов утрачены, статую Спасителя давно хранит Эрмитаж. От изготовления копий музей-заповедник отказался.

Место на историческом пьедестале заняла скульптура работы Ивана Витали — статуя великой княгини Александры Николаевны, любимой рано умершей дочери императора Николая. Она из утраченной малой «Шапели». В состав экспозиции вошли материалы, рассказывающие об истории обеих часовен.

Павильон венчал флюгер, выполненный из меди в форме петушка. С военного времени на нем остались следы пулевых отверстий. Подлинник установлен внизу, под аркой, соединяющей башни. На крышу подняли копию, в которую сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам.

#парк #Царское Село #реставрация #сирень

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6273) от 20.09.2018 под заголовком «Сирень для «Шапели»».


Комментарии