«Шапель» расцвела. Романтический павильон снова открылся в Царском селе

В Александровском парке музея-заповедника «Царское Село» открылся после реставрации самый романтический павильон — «Шапель». Трудно поверить, что еще месяц назад он стоял в лесах, а территория вокруг представляла собой строительную площадку.

«Шапель» расцвела. Романтический павильон снова открылся в Царском селе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Теперь к «Шапели» можно дойти по прямой, протянутой от Крестового канала до Розовой караулки, аллее — ровеснице павильона. Имя она получила по обрамлявшим ее кустам сирени, которых, если верить историческим источникам, была тьма. Старых растений почти не осталось. Сотрудники музея высадили несколько десятков новых кустов исторических французских сортов «Мадам Лемуар», «Шарль Жоли» и других.

Сирень — последний завершающий штрих в облике романтического павильона. Зацветет она в лучшем случае через год-два, но и сегодня «Шапель» способна поразить необычной архитектурой и магией подлинности.

— Открытие павильона — праздник и результат многолетних усилий, — сказала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова. — «Шапель» — шедевр давно и незаслуженно забытый. Его мало знают даже жители Царского Села. Наконец он дождался первой в своей почти двухсотлетней истории комплексной реставрации.

Сооружение в виде разрушенной временем готической капеллы на окраине Александровского парка возвели в 1825 — 1828 годах по проекту Адама Менеласа. Две башни, одна из которых, по замыслу автора, живописно «обвалилась», соединены широкой аркой. Свет, проникавший сквозь «готическое» окно, освещал фигуры ангелов и статую Христа.

После революции павильон служил музейным объектом, но в 1930-е годы его приспособили под жилье. В начале войны часть кровли высокого здания разобрали, на чердаке установили зенитки. Во время оккупации фашисты использовали ту же точку в качестве наблюдательного пункта.

В 1950-е годы «Шапель» отремонтировали и законсервировали. В следующем десятилетии планировалось павильон отреставрировать и даже открыть в нем кафе-мороженое. Но, по некоторым данным, нижний этаж памятника использовался под жилье до конца 1960-х. О реставрации и капитальном ремонте вопрос поднимался не раз, но до дела так и не дошло.

Новый век творение Менеласа встретило в аварийном состоянии: кровля проржавела, своды утратили надежность, в кирпичной кладке возникли глубокие трещины, не имеющие отношения к замыслу автора «руины».

Семь лет назад сооружение комплексно обследовали, последние два года в нем шли ремонтно-реставрационные работы: усиление конструкций, ремонт кровли, реставрация элементов отделки...

Из менеласовских построек Александровского парка только «Шапель» сохранила подлинные резные оконные заполнения, лепнину свода, роспись, имитирующую «готические» окна и ткань со светло-голубым бордюром.

Реставраторы не вторгались в подлинные элементы декора, не восполняли утраты. То, что дошло до наших дней, укрепили и законсервировали.

Скульптура, стоявшая под высокими сводами капеллы, не вернулась. Фигуры ангелов утрачены, статую Спасителя давно хранит Эрмитаж. От изготовления копий музей-заповедник отказался.

Место на историческом пьедестале заняла скульптура работы Ивана Витали — статуя великой княгини Александры Николаевны, любимой рано умершей дочери императора Николая. Она из утраченной малой «Шапели». В состав экспозиции вошли материалы, рассказывающие об истории обеих часовен.

Павильон венчал флюгер, выполненный из меди в форме петушка. С военного времени на нем остались следы пулевых отверстий. Подлинник установлен внизу, под аркой, соединяющей башни. На крышу подняли копию, в которую сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам.

#парк #Царское Село #реставрация #сирень

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6273) от 20.09.2018 под заголовком «Сирень для «Шапели»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?