Симыч, аккуратней!

Блистательный петербургский артист Сергей Дрейден, известный по фильмам «Фонтан», «Окно в Париж», «Русский ковчег», отметил 75-летний юбилей.

Симыч, аккуратней! | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

А 16 сентября он встретился со своими друзьями и поклонниками в галерее «Борей», директором которой работает его жена Татьяна Пономаренко.

Ровно в 17.00 артист предстал перед публикой вместе со своей любимой собакой спаниелем Тиберией, или просто Тишей. С ней он почти никогда не расстается. Поскольку предпочитает много лет передвигаться по городу на велосипеде, для Тиши сделана специальная корзинка. Так они и путешествуют вместе.

- Мой обычный маршрут проходит через Пантелеймоновский мост, потом мне надо прочесать мимо Инженерного замка и свернуть на Фонтанку. И я, чтобы укоротить путь, выезжаю на встречную полосу, когда машины останавливаются на красный свет. Немного рискованно, но я надеюсь на то, что у водителей нет задачи раздавить велосипедиста. Вот несколько дней назад еду я таким манером и вдруг слышу чей-то голос: «Симыч, аккуратней!». Кто сказал - загадка.

Вот так бы я и хотел назвать свой творческий юбилейный вечер: «Симыч, аккуратней!».

Артист прочитал два еще нигде не опубликованных рассказа театрального художника Сергея Бархина. Это воспоминания детства: о елочных игрушках и оловянных солдатиках. Они очень совпали с выставкой Сергея Дрейдена, которая развернута сейчас в галерее «Борей». Ведь его рисунки - тоже материализация воспоминаний детства, снабженные короткими текстами.

«Больной мальчик» - об ангинах. За огромным окном - зима, холод. А в комнате со старинным бюро и книжным шкафом тепло и уютно. В тексте под рисунком он рассказывает: «А вот и ангина. Пришел доктор Фарфель. Лысый, как я сейчас. Опять полоскание, мед и постельный режим. Можно слушать по радионаушникам «Театр у микрофона», лепить из пластилина солдатиков, читать Свифта и «12 стульев» и не делать уроки». Ангина как приключение, праздник непослушания.

На другом рисунке запечатлена странная жизнь семьи Дрейденов в Москве, проходившая за кулисами Камерного театра Таирова, где отец будущего артиста работал завлитом. «Из детсада, вечером, мы с мамой шли по Тверскому бульвару к дому, пробирались в нашу комнату под сценой, где шел спектакль («Раскинулось море широко», например, или «Чайка» с Алисой Коонен)».

Рисовать Сергей любил с детства и даже ходил в художественную школу на Таврической. Но стал не художником - артистом. После окончания знаменитой школы # 203 (Анненшуле), где учился и Бродский, поступил в Театральный институт на Моховой - с первого раза.

- Учился я не очень прилежно, по большей части дурака валял, - вспоминает он. - Но что я хорошо усвоил - так называемые воображаемые этюды. Когда меня в очередной раз собирались отчислять, я показывал какой-нибудь этюд, и меня оставляли.

Артист - мастер перевоплощений. В знаменитом спектакле «Немая сцена», показанном впервые в 1986 году в Театральном музее, он играл всех персонажей гоголевского «Ревизора» - от Городничего до Держиморды.

- У меня тогда не было работы, и я ухватился за это предложение, как голодная собака, - вспоминает артист. - Перед премьерой меня трясло, ведь не было ни одного прогона. От страха я пулей вылетел на сцену. И час десять, пока все длилось, я чувствовал, что лечу. Я никогда так не летал. С тех пор много лет играл этот спектакль на разных площадках. И всякий раз это была полная импровизация. В этой работе соединились все мои тогдашние увлечения: и пантомима, и фарс, и даже моя потребность быть одному... Эта работа настолько удачно сложилась, что ее просили играть на разных сценах. И я думаю, что без нее не было бы дальнейших театральных работ. Например, меня не было бы в спектакле «Мрамор» в постановке Григория Дитятковского, не было бы роли Адольфа в спектакле «Отец» по пьесе Стриндберга на Малой сцене БДТ и «Золотой маски» за эту роль.

К счастью, этот спектакль можно увидеть сегодня в записи, сделанной для телевидения.

А вот «Мрамор», поставленный Григорием Дитятковским по пьесе Бродского и сыгранный в галерее «Борей», остался только в памяти у тех, кому посчастливилось увидеть. Счастливчиков немного: в крошечном зале помещались 45 человек.

Играли Сергей Дрейден и Николай Лавров. И еще птичка - канарейка в клетке. Потом птичку съела кошка, пришлось искать актрисе замену.

- Это было настоящее погружение в материал, - говорит Дрейден. - Для меня это был первый опыт, когда в течение почти что месяца спектакль игрался каждый день. Я знал, что так часто работают актеры на Западе, но сам испытал подобное впервые.

Сергей Дрейден поработал на своем веку во многих театрах с лучшими режиссерами. Но нигде не задерживался надолго, предпочитая свободу и не желая идти на компромиссы. А когда не было работы по специальности, не делал из этого трагедии, уезжал в геологические экспедиции или работал шофером.

Его спросили о современном театре - лучше ли он, на его взгляд, или хуже советского.

- Я не делю театр на советский - не советский, - ответил артист. - Щепкин писал, что настоящий театр определяют три вещи: репертуар, состав труппы и стиль игры. Если все они выдержаны на высший балл, это театр.

После завершения вечера показали фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь», за который Сергей Дрейден получил «Нику».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...