Симыч, аккуратней!

Блистательный петербургский артист Сергей Дрейден, известный по фильмам «Фонтан», «Окно в Париж», «Русский ковчег», отметил 75-летний юбилей.

Симыч, аккуратней! | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

А 16 сентября он встретился со своими друзьями и поклонниками в галерее «Борей», директором которой работает его жена Татьяна Пономаренко.

Ровно в 17.00 артист предстал перед публикой вместе со своей любимой собакой спаниелем Тиберией, или просто Тишей. С ней он почти никогда не расстается. Поскольку предпочитает много лет передвигаться по городу на велосипеде, для Тиши сделана специальная корзинка. Так они и путешествуют вместе.

- Мой обычный маршрут проходит через Пантелеймоновский мост, потом мне надо прочесать мимо Инженерного замка и свернуть на Фонтанку. И я, чтобы укоротить путь, выезжаю на встречную полосу, когда машины останавливаются на красный свет. Немного рискованно, но я надеюсь на то, что у водителей нет задачи раздавить велосипедиста. Вот несколько дней назад еду я таким манером и вдруг слышу чей-то голос: «Симыч, аккуратней!». Кто сказал - загадка.

Вот так бы я и хотел назвать свой творческий юбилейный вечер: «Симыч, аккуратней!».

Артист прочитал два еще нигде не опубликованных рассказа театрального художника Сергея Бархина. Это воспоминания детства: о елочных игрушках и оловянных солдатиках. Они очень совпали с выставкой Сергея Дрейдена, которая развернута сейчас в галерее «Борей». Ведь его рисунки - тоже материализация воспоминаний детства, снабженные короткими текстами.

«Больной мальчик» - об ангинах. За огромным окном - зима, холод. А в комнате со старинным бюро и книжным шкафом тепло и уютно. В тексте под рисунком он рассказывает: «А вот и ангина. Пришел доктор Фарфель. Лысый, как я сейчас. Опять полоскание, мед и постельный режим. Можно слушать по радионаушникам «Театр у микрофона», лепить из пластилина солдатиков, читать Свифта и «12 стульев» и не делать уроки». Ангина как приключение, праздник непослушания.

На другом рисунке запечатлена странная жизнь семьи Дрейденов в Москве, проходившая за кулисами Камерного театра Таирова, где отец будущего артиста работал завлитом. «Из детсада, вечером, мы с мамой шли по Тверскому бульвару к дому, пробирались в нашу комнату под сценой, где шел спектакль («Раскинулось море широко», например, или «Чайка» с Алисой Коонен)».

Рисовать Сергей любил с детства и даже ходил в художественную школу на Таврической. Но стал не художником - артистом. После окончания знаменитой школы # 203 (Анненшуле), где учился и Бродский, поступил в Театральный институт на Моховой - с первого раза.

- Учился я не очень прилежно, по большей части дурака валял, - вспоминает он. - Но что я хорошо усвоил - так называемые воображаемые этюды. Когда меня в очередной раз собирались отчислять, я показывал какой-нибудь этюд, и меня оставляли.

Артист - мастер перевоплощений. В знаменитом спектакле «Немая сцена», показанном впервые в 1986 году в Театральном музее, он играл всех персонажей гоголевского «Ревизора» - от Городничего до Держиморды.

- У меня тогда не было работы, и я ухватился за это предложение, как голодная собака, - вспоминает артист. - Перед премьерой меня трясло, ведь не было ни одного прогона. От страха я пулей вылетел на сцену. И час десять, пока все длилось, я чувствовал, что лечу. Я никогда так не летал. С тех пор много лет играл этот спектакль на разных площадках. И всякий раз это была полная импровизация. В этой работе соединились все мои тогдашние увлечения: и пантомима, и фарс, и даже моя потребность быть одному... Эта работа настолько удачно сложилась, что ее просили играть на разных сценах. И я думаю, что без нее не было бы дальнейших театральных работ. Например, меня не было бы в спектакле «Мрамор» в постановке Григория Дитятковского, не было бы роли Адольфа в спектакле «Отец» по пьесе Стриндберга на Малой сцене БДТ и «Золотой маски» за эту роль.

К счастью, этот спектакль можно увидеть сегодня в записи, сделанной для телевидения.

А вот «Мрамор», поставленный Григорием Дитятковским по пьесе Бродского и сыгранный в галерее «Борей», остался только в памяти у тех, кому посчастливилось увидеть. Счастливчиков немного: в крошечном зале помещались 45 человек.

Играли Сергей Дрейден и Николай Лавров. И еще птичка - канарейка в клетке. Потом птичку съела кошка, пришлось искать актрисе замену.

- Это было настоящее погружение в материал, - говорит Дрейден. - Для меня это был первый опыт, когда в течение почти что месяца спектакль игрался каждый день. Я знал, что так часто работают актеры на Западе, но сам испытал подобное впервые.

Сергей Дрейден поработал на своем веку во многих театрах с лучшими режиссерами. Но нигде не задерживался надолго, предпочитая свободу и не желая идти на компромиссы. А когда не было работы по специальности, не делал из этого трагедии, уезжал в геологические экспедиции или работал шофером.

Его спросили о современном театре - лучше ли он, на его взгляд, или хуже советского.

- Я не делю театр на советский - не советский, - ответил артист. - Щепкин писал, что настоящий театр определяют три вещи: репертуар, состав труппы и стиль игры. Если все они выдержаны на высший балл, это театр.

После завершения вечера показали фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь», за который Сергей Дрейден получил «Нику».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.


Комментарии