Симыч, аккуратней!

Блистательный петербургский артист Сергей Дрейден, известный по фильмам «Фонтан», «Окно в Париж», «Русский ковчег», отметил 75-летний юбилей.

Симыч, аккуратней! | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

А 16 сентября он встретился со своими друзьями и поклонниками в галерее «Борей», директором которой работает его жена Татьяна Пономаренко.

Ровно в 17.00 артист предстал перед публикой вместе со своей любимой собакой спаниелем Тиберией, или просто Тишей. С ней он почти никогда не расстается. Поскольку предпочитает много лет передвигаться по городу на велосипеде, для Тиши сделана специальная корзинка. Так они и путешествуют вместе.

- Мой обычный маршрут проходит через Пантелеймоновский мост, потом мне надо прочесать мимо Инженерного замка и свернуть на Фонтанку. И я, чтобы укоротить путь, выезжаю на встречную полосу, когда машины останавливаются на красный свет. Немного рискованно, но я надеюсь на то, что у водителей нет задачи раздавить велосипедиста. Вот несколько дней назад еду я таким манером и вдруг слышу чей-то голос: «Симыч, аккуратней!». Кто сказал - загадка.

Вот так бы я и хотел назвать свой творческий юбилейный вечер: «Симыч, аккуратней!».

Артист прочитал два еще нигде не опубликованных рассказа театрального художника Сергея Бархина. Это воспоминания детства: о елочных игрушках и оловянных солдатиках. Они очень совпали с выставкой Сергея Дрейдена, которая развернута сейчас в галерее «Борей». Ведь его рисунки - тоже материализация воспоминаний детства, снабженные короткими текстами.

«Больной мальчик» - об ангинах. За огромным окном - зима, холод. А в комнате со старинным бюро и книжным шкафом тепло и уютно. В тексте под рисунком он рассказывает: «А вот и ангина. Пришел доктор Фарфель. Лысый, как я сейчас. Опять полоскание, мед и постельный режим. Можно слушать по радионаушникам «Театр у микрофона», лепить из пластилина солдатиков, читать Свифта и «12 стульев» и не делать уроки». Ангина как приключение, праздник непослушания.

На другом рисунке запечатлена странная жизнь семьи Дрейденов в Москве, проходившая за кулисами Камерного театра Таирова, где отец будущего артиста работал завлитом. «Из детсада, вечером, мы с мамой шли по Тверскому бульвару к дому, пробирались в нашу комнату под сценой, где шел спектакль («Раскинулось море широко», например, или «Чайка» с Алисой Коонен)».

Рисовать Сергей любил с детства и даже ходил в художественную школу на Таврической. Но стал не художником - артистом. После окончания знаменитой школы # 203 (Анненшуле), где учился и Бродский, поступил в Театральный институт на Моховой - с первого раза.

- Учился я не очень прилежно, по большей части дурака валял, - вспоминает он. - Но что я хорошо усвоил - так называемые воображаемые этюды. Когда меня в очередной раз собирались отчислять, я показывал какой-нибудь этюд, и меня оставляли.

Артист - мастер перевоплощений. В знаменитом спектакле «Немая сцена», показанном впервые в 1986 году в Театральном музее, он играл всех персонажей гоголевского «Ревизора» - от Городничего до Держиморды.

- У меня тогда не было работы, и я ухватился за это предложение, как голодная собака, - вспоминает артист. - Перед премьерой меня трясло, ведь не было ни одного прогона. От страха я пулей вылетел на сцену. И час десять, пока все длилось, я чувствовал, что лечу. Я никогда так не летал. С тех пор много лет играл этот спектакль на разных площадках. И всякий раз это была полная импровизация. В этой работе соединились все мои тогдашние увлечения: и пантомима, и фарс, и даже моя потребность быть одному... Эта работа настолько удачно сложилась, что ее просили играть на разных сценах. И я думаю, что без нее не было бы дальнейших театральных работ. Например, меня не было бы в спектакле «Мрамор» в постановке Григория Дитятковского, не было бы роли Адольфа в спектакле «Отец» по пьесе Стриндберга на Малой сцене БДТ и «Золотой маски» за эту роль.

К счастью, этот спектакль можно увидеть сегодня в записи, сделанной для телевидения.

А вот «Мрамор», поставленный Григорием Дитятковским по пьесе Бродского и сыгранный в галерее «Борей», остался только в памяти у тех, кому посчастливилось увидеть. Счастливчиков немного: в крошечном зале помещались 45 человек.

Играли Сергей Дрейден и Николай Лавров. И еще птичка - канарейка в клетке. Потом птичку съела кошка, пришлось искать актрисе замену.

- Это было настоящее погружение в материал, - говорит Дрейден. - Для меня это был первый опыт, когда в течение почти что месяца спектакль игрался каждый день. Я знал, что так часто работают актеры на Западе, но сам испытал подобное впервые.

Сергей Дрейден поработал на своем веку во многих театрах с лучшими режиссерами. Но нигде не задерживался надолго, предпочитая свободу и не желая идти на компромиссы. А когда не было работы по специальности, не делал из этого трагедии, уезжал в геологические экспедиции или работал шофером.

Его спросили о современном театре - лучше ли он, на его взгляд, или хуже советского.

- Я не делю театр на советский - не советский, - ответил артист. - Щепкин писал, что настоящий театр определяют три вещи: репертуар, состав труппы и стиль игры. Если все они выдержаны на высший балл, это театр.

После завершения вечера показали фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь», за который Сергей Дрейден получил «Нику».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.