Символ возрождения России

А ведь мы могли потерять эту архитектурно-парковую жемчужину, в создании которой участвовали Растрелли, Леблан, Чиприани, Микетти, Руска, Воронихин, Земцов, Еропкин... Константиновский дворцово-парковый ансамбль в Стрельне, брошенный на произвол судьбы, разрушался на глазах нынешних поколений. К президенту России обратилась группа патриотов с просьбой принять кардинальные меры по сохранению уникального исторического памятника. В 2000 году комплекс был взят на баланс управления делами президента.

Символ возрождения России |

— Я был восхищен, осмотрев все, что сделано здесь за минувшие два года, — поделился своим впечатлением президент Союза архитекторов Петербурга Владимир ПОПОВ, которого мы встретили на днях в Голубом зале главного корпуса. — Взгляните на потолок, через прорехи которого два года назад просматривалось холодное небо. Сегодня реставраторы ведут его уникальную роспись.

— Это свидетельство того, что восстановление Константиновского дворцово-паркового ансамбля вышло на завершающий этап, — пояснил управляющий делами президента России Владимир КОЖИН. — Все здания под крышей, инженерные коммуникации, подающие тепло, электричество, воду, работают. Так что внутренняя отделка помещений уже идет полным ходом.

— Это сколько же кубометров земли перелопатили строители?

— Сотни тысяч! Одного только ила при расчистке русла каналов вывезли свыше 36 000 кубометров. Еще больше грунта, мусора, грязи подняли, восстанавливая гидротехнические сооружения. В том числе Большого дворцового пруда, Карпиева, Форелиева, Цветочного. Мельничного прудов, речек Кикеньки, Жуковки... Огромные работы выполнены на Центральном, Северном, Восточном, Западном, Южном канале, на Петровском острове... Восстановлено 6,5 км набережных. Ведутся работы по строительству шлюзовой системы каналов. Закончен Морской канал по Финскому заливу. И теперь практически все гидротехнические сооружения взаимосвязаны, что позволяет содержать и эксплуатировать их в строгом соответствии с предписаниями тех, кто сооружал их еще в XVIII веке.

— Владимир Игоревич, здесь немало поработали питерские мостовики.

— Да, в частности, «Ленмостострой», специалисты которого вместе с бригадами других подрядных организаций соорудили опоры и смонтировали на них 16 мостов. Они построены под руководством Николо Микетти. Современные мастеровые Завода металлоконструкций в Рыбацком блистательно выполнили все мостовые детали, художественные элементы его украшений. Правда, вместо заклепок применили оригинальные болты из сверхпрочной стали. Настоящими шедеврами смотрятся три разводных двукрылых моста, каждый пролет по 13 метров. Мосты соединяют парк с Петровским островом, где размещается павильон для переговоров. Здесь уже ведут монтаж инженерных сетей.

— А как выполняется график по другим объектам?

— Сегодня речь о графике, о том, каким образом выдержать его, уже не идет. Работают по сменным заданиям. Все дороги проложены, укатан первый слой асфальта. Оставшиеся работы будут завершены в апреле. Практически выполнены все объемы по формированию ландшафта, где окончательное благоустройство сделаем весной. Только что завершили прокладку Морского канала по Финскому заливу. В Западном парке закончена вертолетная площадка, продолжаются работы по строительству причальных сооружений, к завершению идут работы по зданию пресс-центра.

По инженерно-хозяйственному блоку и энергоцентру также подходим к финишу. Главное — вовремя была запущена в эксплуатацию новая котельная, которая без сбоев подает тепло в здания комплекса. Сейчас идет монтаж оборудования на холодильной станции.

На глазах поднимаются корпуса консульской деревни. В двенадцати коттеджах идут отделочные работы. Восемь других коттеджей готовятся под отделку.

Подвигаются дела в гостиничном комплексе. В Северном и Южном корпусах внутренние помещения благоустраиваются, в Центральном — заканчиваются общестроительные работы.

В Конюшенном корпусе идет отделка и монтаж оборудования...

— Но самая главная забота, вероятно, сам Константиновский дворец?

— Главное — сдать весь ансамбль вовремя. Разумеется, без Константиновского дворца об этом не может быть и речи. Дворец под медной крышей. Тепло подано, сети, коммуникации проложены. Основные объемы завершены по фасадам. Весной будет произведена вторая (чистовая) окраска. В башне и бельведере ведутся отделочные работы и монтаж витражей.

Во всех других помещениях дворца полноправными хозяевами стали реставраторы, лепщики, живописцы, позолотчики, другие ведущие специалисты, которые готовят объект «под ключ». В парадном зале монтируют зеркала, идет роспись центрального плафона...

— Несколько слов о работе штаба по подготовке к 300-летию Петербурга.

— Штаб собирается практически еженедельно. Председателем его является Валентина Ивановна Матвиенко, я — ее заместитель. Все принципиальные вопросы решены. Заявки от участников предстоящего праздника продолжают поступать. На 90 процентов мы представляем себе гостей, их уровень. Совокупное число делегаций может исчисляться в три-четыре сотни. Пока окончательная цифра согласовывается.

— Довольны вы участием городских и местных властей в подготовке к празднику?

— У меня претензий к Смольному нет. Константиновский дворец — объект федерального значения. И, соответственно, мы ведем здесь все работы. Городские, районные власти помогают на участках, где мы их просим. Здесь полное взаимопонимание, проблем нет. В состав оргкомитета входит вице-губернатор Александр Прохоренко. Так что мы владеем всей информацией, что и как делает город. Согласовываем свои действия и, соответственно, просим правительство Петербурга координировать свои действия с нашими. Непониманий не было.

— Владимир Игоревич, последний вопрос, как водится, о деньгах, затраченных на восстановление Константиновского дворца, где разместится Дворец конгрессов.

— Хорошо, что вы затронули эту тему. Дабы не было больше никаких домыслов и слухов, отвечу: ни копейки из государственной казны на восстановление Константиновского дворцово-паркового ансамбля в Стрельне не поступало. Можно смело сказать, что все работы по реконструкции, реставрации, капитальному ремонту и новому строительству велись методом «народной стройки». Ровно два года назад, 16 января 2001 года, для этого был создан благотворительный фонд по возрождению дворцово-паркового ансамбля, генеральным директором которого является Геннадий Явник. В совет фонда вошли народный артист СССР, Почетный гражданин Петербурга Кирилл Лавров, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Вадим Знаменов, директор Северо-Западного бюро ИТАР-ТАСС Борис Петров. Меня избрали председателем совета благотворительного фонда, в попечительский совет которого вошли полномочный представитель президента РФ по Северо-Западному федеральному округу Виктор Черкесов, министр культуры Михаил Швыдкой, губернатор Владимир Яковлев, представители интеллигенции северной столицы. Деньги выделяли коллективы ряда организаций и предприятий, учреждений, банков, акционерных обществ, имена которых мы обязательно увековечим на объектах дворца.

Но что особенно трогательно — это участие в благотворительных акциях вместе с состоятельными гражданами рядовых граждан, ветеранов, блокадников. Я с глубокой признательностью хочу назвать их имена: это Герой Советского Союза Михаил Ашик, ветераны войны и труда Александр Волков, Василий Кондаков, Алексей Ткаченко, Любовь Эсауленко, Ксения Бондаренко, Евгения Бусыгина, Татьяна Ефимова и многие другие. Порой люди приносили в штаб фонда сэкономленные от скудной пенсии средства. А в итоге фонд, став международным, собрал около 200 млн долларов. Так что возрождение Константиновского дворца можно рассматривать как дело всенародное, как символ возрождения России.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (2879) от 17.01.2003 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?