«Симон Бокканегра» в Королевском: 27 января завершились гастроли Мариинского театра на Ближнем Востоке

Главным событием гастролей (в Омане и Бахрейне) стали два показа оперы Верди «Симон Бокканегра» в исполнении хора и солистов театра под управлением Валерия Гергиева. Гастроли прошли в Королевском оперном театре в столице Омана Маскате. Программу дополнили два больших оперных гала, а также камерный концерт молодых солистов.

«Симон Бокканегра» в Королевском: 27 января завершились гастроли Мариинского театра на Ближнем Востоке | © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2025 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2025 г.

Королевский театр Маската, поражающий своим великолепием, был создан для продвижения западного искусства оперы на Восток. Своей труппы у театра нет, и репертуар строится на приглашении ведущих оперных домов Европы с уже зарекомендовавшими себя постановками с участием звезд мирового масштаба. Мариинский театр и его Приморская сцена уже гастролировали в Омане с балетным репертуаром, но приглашение театра с оперой, и не русской, а итальянской, свидетельствует об уровне признания Мариинского не просто как театра национального, а как мирового.

При этом «Симон Бокканегра», впервые поставленный в России в Мариинском театре в 2016 году итальянским режиссером Андреа де Розой, не самая простая опера для исполнителей и постановщиков. Исторический сюжет о корсаре, ставшем генуэзским дожем, конечно, был романтизирован Верди еще для первой редакции оперы 1857 года. Но в 1881 году стареющий мастер выпускает вторую редакцию оперы, дописывая ее со своим новым либреттистом Арриго Бойто, углубляя и расширяя смыслы. И «Симон Бокканегра» таким образом становится в один ряд с поздними шедеврами мастера — «Отелло» и «Фальстафом».

Спектакль де Розы, перенесенный в Петербург из театра «Ла Фениче» в Венеции, полюбился слушателям и выдержал большое количество представлений. В опере, посвященной политике, войне и миру и отцовской любви, ключевые персонажи — мужские. Среди галереи главных героев лишь один женский образ — потерянная дочь Симона Бокканегры Амелия Гримальди. Среди героев выделяются два: корсар, избранный дожем, Симон Бокканегра и его политический и личный противник — патриций Фиеско. На премьере в 2016 году в Петербурге их пели выдающиеся певцы: солист Мариинского театра Владислав Сулимский и легендарный итальянский бас Ферруччо Фурланетто. Причем Сулимский тогда дебютировал в роли, а для Фурланетто Фиеско является одной из его признанных звездных партий. И сейчас в Маскате они снова вместе вышли на сцену. Оба не только обладают выдающимися вокальными возможностями, что для опер Верди нечто само собой разумеющееся, но являются артистами, способными передать все нюансы душевной драмы своих героев.

Конечно, слушателям Маската повезло услышать оперу в прекрасном составе под управлением Валерия Гергиева. Но и петербургские слушатели не могут быть в обиде, ведь перед самыми гастролями «Симон Бокканегра» был исполнен в концертном формате, и тоже в блестящем составе. Заглавную партию впервые в Петербурге исполнил ведущий солист Большого театра Игорь Головатенко, обладатель прекрасного баритона, который идеально ложится на партию Бокканегры. Кроме того, Головатенко глубокий и умный певец, музыкант широкого профиля, начинавший как виолончелист и дирижер, сейчас же выступающий на лучших мировых сценах. Партию Симона Бокканег­ры он готовил для Театра Реджио в Парме, где спел ее с успехом. И эта итальянская «закваска» роли у певца очень чувствуется в ясной дикции, строении фразы и в полетности, проекции звука в зал.

Но и другие солисты выступили ярко. Станислав Трофимов, который вносит в Фиеско глубину своих русских партий, находит огромное количество новых нюансов. Татьяна Сержан (Амелия), признанная во всем мире вердиевское сопрано, Сергей Скороходов (Габриэль Адорно) был очень интересен. Впечатляюще прозвучала в Петербурге сцена в Зале Совета, дописанная Верди в 1881 году, где главный герой призывает к миру, объединению, и голоса сливаются в удивительно прекрасный ансамбль. Татьяна Сержан и Сергей Скороходов выступили также и в Маскате, петербургское исполнение стало для них преддверием участия в гастролях. А Игорь Головатенко и Станислав Трофимов спели лишь в Петербурге.

И Мариинский театр в очередной раз продемонстрировал не просто глубину состава, а глубину «звездности» этого состава. Хорошо звучал и хор. Конечно, ключевую роль сыграл оркестр Мариинского театра, перед ответственными гастролями «откатавший» оперу Верди в первом составе: за концертмейстерским пультом был харизматичный Лоренц Настурика-Гершовичи. Дирижировал Кристиан Кнапп, заменивший Валерия Гергиева в Петербурге. Опера, несмотря на запутанный сюжет, захватила публику и не отпускала до конца.

Читайте также:

В Северной столице открылся большой фестиваль длиной в год «Приношение Елене Образцовой»

В Большом зале имени Антона Рубинштейна петербургской Консерватории состоялся первый вокальный акустический тест


#Мариинский театр #опера #гастроли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (7836) от 29.01.2025 под заголовком ««Симон Бокканегра»: из Петербурга в Оман».


Комментарии