Симфония молитв

В храме Спас-на-Крови прозвучала симфония молитв «Рече Господь» на тексты псалмов Давида для солистов, большого смешанного хора и колоколов.

Симфония молитв | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Серебряный век не случайно называют периодом возрождения в русской культуре. Именно тогда воплотилась в жизнь заветная идея передовых композиторов XIX века – вернуть русской музыке исконный образ церковного пения. Освободить от оков классической гармонии подлинное звучание знаменного распева – мелодии, рожденной из византийских образцов и русских обрядовых песен. Идея эта воплотилась в жизнь благодаря работе специалистов Московского синодального училища, которые подготовили явление таких сокровищ, как Всенощное бдение Рахманинова или «Страстная седмица» Гречанинова.

Кажется, что наступивший затем период вынужденного молчания только способствовал очередной концентрации творческих сил. В 1990-е начался новый ренессанс духовной хоровой музыки, большую роль в котором сыграли представители ленинградской композиторской школы – Георгий Свиридов, Владислав Успенский, Юрий Фалик, а также композиторы – хоровые дирижеры. Сегодня в Петербурге таким мастером является Дмитрий Смирнов, а из музыкантов следующего поколения – Сергей Екимов. Ученик Юрия Фалика, автор крупных произведений на католические тексты и целого ряда светских хоров, недавно Екимов представил самый масштабный свой цикл – своеобразное обобщение всего его творчества, связанного с православной традицией. В храме Спас-на-Крови прозвучала симфония молитв «Рече Господь» на тексты псалмов Давида для солистов, большого смешанного хора и колоколов. В сводном хоре под управлением лауреата международных конкурсов Антона Максимова соединились хор студентов Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель – н. а. России Валерий Успенский) и коллектив, которым уже более десяти лет руководит сам Екимов, – женский хор Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова.

Название произведения напоминает о трехчастной «Симфонии псалмов» Стравинского, но настоящими образцами для восьмичастного цикла, что подчеркивает и сам автор, явились такие сочинения, как «Стихи покаянные» Шнитке, «Запечатленный ангел» Щедрина и «Канон покаянен» Пярта.

В симфонию молитв вошли хоры, создававшиеся Екимовым с 1993-го по 2014 год. В написанных ранее псалмах композитор заменил адаптированный церковно-славянский текст, который чаще всего используется в академической музыке, оригинальным. Это придало сочинению особую архаичную глубину звучания. Объединяющим началом стали оркестровые колокола – партия этого инструмента, исполненная на премьере Сергеем Бурановым, приближена к церковному перезвону.

Солисты-вокалисты в симфонии – это голоса «из хора», их неустойчивые соло возникают как крик отчаяния, крик отдельного человека, будто теряющего опору в жизни, которая обретается только сообща, соборным сознанием хорового целого. Наряду со студентами (Елизавета Мазанова, Дарья Шулакова, Рустам Сагдиев) в качестве солистов выступили солист Мариинского театра Юрий Власов и главный бас-профундо Петербурга Владимир Миллер. Специально для него был написан псалом «Рече Господь», трагическая кульминация цикла.

Каждая часть симфонии представляет собой сложную композицию, драматизм которой достигается соединением многовековых национальных традиций с новыми композиторскими техниками. Строгая линия, воскрешающая облик знаменного распева, сменяется резкими диссонансами, молитвенная хоровая псалмодия (молитвенный хорал) – экзальтированными репликами солистов.

Композитор свободно оперирует языком современной музыки, которая проникнута трагическим ощущением неспокойного времени, что сказывается, например, в особенной «рваной» фактуре, идущей от Кшиштофа Пендерецкого. Но в эту жесткость Екимову порой удается привнести и трогательно-личное начало, проявляющееся в нежности мечтательных интонаций и постепенно «расцветающей» гармонии.

Музыкальная форма каждый раз буквально рождается на глазах. Иногда кажется, что она даже слишком свободна, но безошибочное чувство хоровой звучности не подводит автора – и заключительные аккорды всегда уравновешивают целое. Хотя в этом, разумеется, сказалась необыкновенная музыкальность и тонкое чутье дирижера Антона Максимова. Хормейстер студенческого хора Санкт-Петербургской консерватории, он, по сути, уже несколько лет почти полностью осуществляет музыкальное руководство этим коллективом.

Хочется верить, что петербургской публике еще предоставится возможность услышать симфонию молитв в этом сезоне – возможно, это произойдет в мае на фестивале современной музыки «Петербургская музыкальная весна». Сложнейшая партитура требует серьезной подготовки, и на премьере в Спасе-на-Крови молодые музыканты представили блестящую работу. А когда высокопрофессиональная музыка в таком же мастерском исполнении одухотворяется стенами храма – чувства, рождаемые целым, не передаются простыми словами. Только молитвами.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.


Комментарии