Симфония молитв

В храме Спас-на-Крови прозвучала симфония молитв «Рече Господь» на тексты псалмов Давида для солистов, большого смешанного хора и колоколов.

Симфония молитв | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Серебряный век не случайно называют периодом возрождения в русской культуре. Именно тогда воплотилась в жизнь заветная идея передовых композиторов XIX века – вернуть русской музыке исконный образ церковного пения. Освободить от оков классической гармонии подлинное звучание знаменного распева – мелодии, рожденной из византийских образцов и русских обрядовых песен. Идея эта воплотилась в жизнь благодаря работе специалистов Московского синодального училища, которые подготовили явление таких сокровищ, как Всенощное бдение Рахманинова или «Страстная седмица» Гречанинова.

Кажется, что наступивший затем период вынужденного молчания только способствовал очередной концентрации творческих сил. В 1990-е начался новый ренессанс духовной хоровой музыки, большую роль в котором сыграли представители ленинградской композиторской школы – Георгий Свиридов, Владислав Успенский, Юрий Фалик, а также композиторы – хоровые дирижеры. Сегодня в Петербурге таким мастером является Дмитрий Смирнов, а из музыкантов следующего поколения – Сергей Екимов. Ученик Юрия Фалика, автор крупных произведений на католические тексты и целого ряда светских хоров, недавно Екимов представил самый масштабный свой цикл – своеобразное обобщение всего его творчества, связанного с православной традицией. В храме Спас-на-Крови прозвучала симфония молитв «Рече Господь» на тексты псалмов Давида для солистов, большого смешанного хора и колоколов. В сводном хоре под управлением лауреата международных конкурсов Антона Максимова соединились хор студентов Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель – н. а. России Валерий Успенский) и коллектив, которым уже более десяти лет руководит сам Екимов, – женский хор Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова.

Название произведения напоминает о трехчастной «Симфонии псалмов» Стравинского, но настоящими образцами для восьмичастного цикла, что подчеркивает и сам автор, явились такие сочинения, как «Стихи покаянные» Шнитке, «Запечатленный ангел» Щедрина и «Канон покаянен» Пярта.

В симфонию молитв вошли хоры, создававшиеся Екимовым с 1993-го по 2014 год. В написанных ранее псалмах композитор заменил адаптированный церковно-славянский текст, который чаще всего используется в академической музыке, оригинальным. Это придало сочинению особую архаичную глубину звучания. Объединяющим началом стали оркестровые колокола – партия этого инструмента, исполненная на премьере Сергеем Бурановым, приближена к церковному перезвону.

Солисты-вокалисты в симфонии – это голоса «из хора», их неустойчивые соло возникают как крик отчаяния, крик отдельного человека, будто теряющего опору в жизни, которая обретается только сообща, соборным сознанием хорового целого. Наряду со студентами (Елизавета Мазанова, Дарья Шулакова, Рустам Сагдиев) в качестве солистов выступили солист Мариинского театра Юрий Власов и главный бас-профундо Петербурга Владимир Миллер. Специально для него был написан псалом «Рече Господь», трагическая кульминация цикла.

Каждая часть симфонии представляет собой сложную композицию, драматизм которой достигается соединением многовековых национальных традиций с новыми композиторскими техниками. Строгая линия, воскрешающая облик знаменного распева, сменяется резкими диссонансами, молитвенная хоровая псалмодия (молитвенный хорал) – экзальтированными репликами солистов.

Композитор свободно оперирует языком современной музыки, которая проникнута трагическим ощущением неспокойного времени, что сказывается, например, в особенной «рваной» фактуре, идущей от Кшиштофа Пендерецкого. Но в эту жесткость Екимову порой удается привнести и трогательно-личное начало, проявляющееся в нежности мечтательных интонаций и постепенно «расцветающей» гармонии.

Музыкальная форма каждый раз буквально рождается на глазах. Иногда кажется, что она даже слишком свободна, но безошибочное чувство хоровой звучности не подводит автора – и заключительные аккорды всегда уравновешивают целое. Хотя в этом, разумеется, сказалась необыкновенная музыкальность и тонкое чутье дирижера Антона Максимова. Хормейстер студенческого хора Санкт-Петербургской консерватории, он, по сути, уже несколько лет почти полностью осуществляет музыкальное руководство этим коллективом.

Хочется верить, что петербургской публике еще предоставится возможность услышать симфонию молитв в этом сезоне – возможно, это произойдет в мае на фестивале современной музыки «Петербургская музыкальная весна». Сложнейшая партитура требует серьезной подготовки, и на премьере в Спасе-на-Крови молодые музыканты представили блестящую работу. А когда высокопрофессиональная музыка в таком же мастерском исполнении одухотворяется стенами храма – чувства, рождаемые целым, не передаются простыми словами. Только молитвами.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...