Симфонические анекдоты и наоборот

Жюри Венецианского кинофестиваля раздало призы.

Симфонические анекдоты и наоборот | ФОТО S.Borisov/Shutterstock

ФОТО S.Borisov/Shutterstock

«Золотой лев» за лучший фильм присужден романтической сказке Гильермо дель Торо «Форма воды». Приключения! За проведение опытов над ихтиандром (о, как его чешуя напоминает разноцветное стекло в венецианских витринах...) борются американская и русская разведки — 1962 год. Немая девушка влюблена в танцы и воду как субстанцию наслаждения. Растерянный папа, который говорит «нет!» своей возрастной разочарованности и бросается на помощь влюбленным. Альковная любовная сцена между человеком-амфибией и его спасительницей из мира людей. То есть веселые качели между мелодраматическими клише и феерической фантазией американского мексиканца дель Торо.

«Серебряный лев» — «Гран-при» жюри — фильму израильского режиссера Самюэля Маоза «Фокстрот». Экзистенциальный трагический анекдот. Четверо молодых израильских солдат стерегут один из блокпостов на границе. Скучают, катают консервные банки, а то вдруг проявляют чиновничью инициативу или танцуют в обнимку с ружьями — то фокстрот, то степ. И убийство невинных граждан становится адским результатом спонтанного стечения легкомысленных обстоятельств.

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру получил француз Ксавье Легран за картину «Опека». Семейная драма про родителей в разводе, скрытое и явное насилие в семье, борьбу за опеку над детьми. Режиссер сказал: «С самого начала моей задачей было уйти от туманного философствования, часто сопутствующего этой теме. Для меня это военное повествование, даже — фильм ужасов».

«Серебряный лев» за лучший сценарий достался британцу Мартину Макдонаху за его блистательную эскападу диалогов и веер непредсказуемых сюжетных ходов в «Трех билбордах за пределами Эббинга, штат Миссури». Трагикомедия мести. С отсылками к шекпировскому размаху: «Когда попутный ветер будет... я к мести полечу». И с комическими репризами в стиле лучших английских образцов.

Что бы ни думало жюри, но, по мнению многих, самое внушительное впечатление программы — «Мектуб, моя любовь. Песнь первая» франко-тунисского режиссера Абделатифа Кешиша (это его первый фильм после триумфа в Каннах с «Жизнью Адели»). Трехчасовая кинематографическая симфония, которая воспроизводит несколько дней из жизни небольшого селения на побережье около Марселя. Две семьи жили бок о бок много лет — французская и арабская. Взрослые теперь дети — вечные друзья-приятели или вдруг компанейские любовники. Пляж — семейные водные баталии. Ферма — где работа: козы. Рестораны — где работа: кухня и еда. Танцплощадки. Буйство жизненной энергии и круговой флирт, но любопытно — не столько друг с другом, сколько с жизнью как таковой, полнокровной и монументально прекрасной. Много тел и жизнеутверждающего кокетства, но ни тени традиционной в таких случаях гендерной и/или социальной эксплуатации — просто радость и сладость бытия. Вереница лиц, персонажей, эмоциональных векторов — в общем, если типовую страницу Марселя Пруста расширить до звучания симфонии Малера. Венецианские зрители удивились, что фильм остался без приза. Может быть, за то, что длится больше трех часов...

В этом году падкий до синефильских изысков фестиваль собрал большую и очень представительную документальную программу. Самый впечатляющий и, пожалуй, самый по-настоящему страшный в историческом контексте фильм фестиваля — «Куба и кинооператор» Джона Альперта. Режиссер впервые снимал на Кубе в 1972 году. Был зачарован островом Свободы, социальными преобразованиями, семьей Кастро. Теперь смонтировал дневниковые съемки и встречи со сквозными персонажами год за годом (почти полвека) — и получился пронзительно-печальный кинороман о том, как несколько амбициозных умников манипулировали святым понятием «революции». Подхватили на пике исторической моды термин «революция» и дело ее в 1960-е — и свели целую страну к хаотической нищете. Зал встал и аплодировал.

#Венеция #кинофестиваль #итоги

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...