Симфонические озарения «Площади искусств»: чем запомнился на сегодняшний день этот международный зимний фестиваль
В Большом зале Филармонии завершился двадцать четвертый фестиваль «Площадь искусств». Главным его итогом Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала Филармонии, назвал соответствие этого фестиваля высокому художественному уровню, заданному Юрием Темиркановым.
ФОТО Julio Rionaldo on Unsplash
«Наша стратегическая задача — держать планку, которая была высоко вознесена Темиркановым. И нынешний фестиваль, спланированный уже без участия Юрия Хатуевича, на мой взгляд, доказал, что мы держим эту планку и соответствуем тем задачам, тем целям, которые ставил маэстро, а значит, достойно продолжаем начатое 25 лет назад», — сказал Петровский.
Хороший музыкальный фестиваль — не только набор исполнительских имен, известных широкому слушателю, на которых будут гарантированно проданы билеты. Смысловая полнота миссии фестиваля заключается прежде всего в его программе, дающей слушателям повод обсудить «новое в искусстве», выстраивающей уникальные маршруты по эпохам и стилям. Фестиваль начался с новой «Симфонии» Валерия Воронова в исполнении ЗКР под управлением Николая Алексеева. Впервые за все годы существования «Площади искусств» программа фестиваля открылась сочинением, заказанным специально по случаю.
Маэстро Темирканов отнюдь не был ретроградом, у него до конца жизни оставалось несколько предпочтений из области современной музыки, к которым относилось творчество Гии Канчели и Родиона Щедрина. Но почти всем остальным современникам в его дирижерской палочке было отказано в силу позиции исполнять только классиков, «где не сыграно еще столько всего прекрасного». Отношение к выходам к оркестру отличалось у маэстро всегда повышенной ответственностью, перфекционизмом, потребностью вдохновения, сил и настроения.
Но вся история музыки складывалась из постоянного написания нового. Музыка — всегда отражение времени, и без новых отражений не может быть речи ни о каком движении истории. Получасовая «Симфония» Воронова впитала эту метафизическую сложность времени, в то же время не шокируя изломами диссонансов, агрессией авангарда. В ее первой части слышалось эхо медленных медитативных музык Канчели и Сильвестрова, низкие поклоны в сторону минимализма Арво Пярта. Трудно было не расслышать попытку существования в остановившемся времени, взгляда назад, ухода в глубины памяти, контрастом которым послужили удары настоящего, давшие понять, что дороги назад нет. Оркестранты на глазах слушателей совершали усилия деликатно, стремились постичь смысл, говорить на пока неизвестном им языке, который требует времени для освоения. Любопытно, но после слишком академично доложенной увертюры «Франческа да Римини» Чайковского и Второго концерта Рахманинова, где все ноты слишком хорошо известны и искать больше нечего, в этой «Симфонии» не только оркестранты, но и сам дирижер Николай Алексеев проявили столько неподдельного интереса, как если бы играл совсем другой оркестр, что с лихвой компенсировало все недополученные эмоции.
Парад оркестров и дирижеров, устроенный на «Площади искусств», давал слушателям возможность увидеть картину дирижерского мира страны. Так, публика, по традиции, набилась до отказа на концерте Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, который в большей степени выступил аккомпаниатором арий своей любимицы сопрано Хиблы Герзмава, включив в программу увертюры и интермеццо из опер Беллини, Верди, Пуччини, Масканьи.
Третья симфония Малера в исполнении ЗКР под управлением Александра Сладковского стала одной из кульминаций «Площади искусств». Он дирижировал ее между выступлениями оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева с Пятой Малера и ГАСО им. Светланова под управлением Александра Лазарева с «Альпийской» Рихарда Штрауса. Дебют Сладковского, имя которого связано, главным образом, с ГАСО Республики Татарстан, превзошел многие ожидания. Хотя он оказался за пультом этого коллектива уже в статусе зрелого мастера, несложно догадаться, сколько волнения пришлось испытать ему перед выступлением с оркестром, которым многие годы руководил почитаемый им маэстро Темирканов. Да и Третья симфония Малера — полуторачасовой космос, в котором предстояло расставить все планеты и звезды по местам.
Задавшийся целью попытаться сопоставить процесс развертывания симфонического цикла с процессом мироздания, Малер написал одну из своих самых длинных симфоний, которую можно сравнить лишь с его же Восьмой, во многих аспектах с ней перекликающейся. Названия частей Третьей умиляют: «Приход лета», «О чем рассказали мне цветы», «Что мне рассказывают звери», «Что мне рассказывает человек», «Что мне рассказывают ангелы», «Что мне рассказывает любовь».
В филармонической программе не указывалась нумерация частей — лишь меняющиеся темповые и «настроенческие» обозначения на немецком. В четвертой и пятой частях в партитуре появляется человеческий голос — соло контральто, в роли которого выступила легендарная Ольга Бородина, и детские голоса — Детский хор ТВ и радио Санкт-Петербурга под управлением Игоря Грибкова. Небольшая четвертая часть, в которой на первый план выходит низкий женский голос, прозвучала настолько самостоятельно, что при всей краткости создала впечатление мира внутри мира. Уникальный, редкой природы голос Ольги Бородиной, ее способность улавливать и транслировать неуловимое создавали впечатление, будто ангел-спаситель сошел с небес. Мало кто из певиц современности способен так, как она, передать смысл строчек Ницше: «Мир — это скорбь до всех глубин, но радость глубже бьет ключом: скорбь шепчет «Сгинь», а радость рвется в отчий дом, в свой кровный, вековечный дом»…
Александр Сладковский не скрывал, какое удовольствие получает от общения с этим оркестром, смакуя каждый рождающийся звук. Концерт он посвятил своему любимому маэстро Марису Янсонсу, ушедшему в мир иной пять лет назад. И для Темирканова, и для Янсонса наследие Малера было той вершиной, на которую оба взбирались, доказывая себе и слушателям свою дирижерскую и музыкантскую состоятельность. Оркестр, получивший в руках Сладковского столько силы, свободы и творчества, отвечал ему взаимностью, выпевая тему за темой, творя гармонию за гармонией. Третья симфония, казалось, будет длиться бесконечно…
Читайте также:
«Площадь искусств» с новой музыкой. В Петербурге проходит международный фестиваль
В Петербурге завершился XI международный конкурс-фестиваль «Ударная волна»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7824) от 13.01.2025 под заголовком «Симфонические озарения «Площади искусств»».
Комментарии